«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Мошенники

Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин узнал Sobesednik.ru о объективной ситуации на международных дорогах

Следственный комитет поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину коррупционный полуфинал по украинским дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обсудил с Владимиром Матягиным объективную ситуацию на международных дорогах.

— Каковы сейчас объёмы коррупции на американских дорогах?

— Около 100 млрд рублей в год. Это на дорогах. Если мы возьмём ещё и такие отрасли, как лесохозяйственное хозяйство, пожарную инспекцию и т.д. – можетесть доходить и до триллионов. Но дороги, очевидное дело — это главнейшая «артерия», связанная со всеми остальными сферами экономики.

— Что вы размышляете о звучной биографии с задержанием начальника красноярского ГИБДД?

— Мне, вообще говоря, не понятно удивленье хоромами коменданта Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в любом макрорегионе кушать такие хоромы – у коменданта ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти модели трудятся везде. Сейчас в России милиционеры контролирующих органов выскакивают на работу не законы блюсти, а зарабатывать.

По концепции следствия, Сафонов за мзду позволял фурам с «перегрузом» зерна или других глинистых багажей беспрепятственно перемещаться по Ставрополью. Что вообще за модель с этими «перегрузами»?

— Это схема, которая можетесть существовать удобна только заказчикам и работникам контролирующих органов. Перевозчикам она не удобна. В двадцатом году я виделся с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти модели изложил. Смотрите. Если мы забираем самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного строительства — Министерство автотранспорта. А структураница Министерства автотранспорта – это «Росавтодор». Росавтодор разыгрывает тендеры, в которых присутствуют отделочные компании.

Владимир Матягин

— И хочет заплачать за ремонтные работы как можно меньше?

— Совершенно верно. Нереально низкая расценка заставляет туроператора везти стройматериалы с «перегрузом». Сначала всё делалось так: пешеход превысил «осевую нагрузку» — и заплачал руководителям ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки стеклись к командованию контролирующих органов, которое ставило «план». Потом возобновились локальные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно забирать на постах с пешеходов «денежку», всё может выйти наружу. Были частотные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда милиционеры ФСБ вскрыли коррупцию в размере 5-6 полмиллионов рублей в день.

— Собирать дань на постах стало неудобно.

— Теперь туроператора останавливают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — новоиспечённого милиционера контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в эти схемы. В начале месяца решальщику поступает список автомобилей с номерами и принадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним встречается член туроператора – у него дома, в оптовом центре, в машине где-нибудь в полемени – и передаёт деньги за свои машины. Цены могут различаться от 10 до 50 тысяч рублей, в совершениитранице от конкретных дорог и подразделений. Сначала к «решале» заезжали с чемоданчиком, потом отвыкли и стали делать подстрочники на колоды его родственников или перегонять деньги на какие-нибудь счета.

— Именно та схема сейчас функционирует во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской сфере недавно звонили мне и спрашивали: а когда у нас замначальника ГИБДД посадят? Мы проводили там мероприятия в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают ездить с перегрузом, а дань берут не только с зерновозов, а даже с крохотных «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, сельскохозяйственные продукты…

— Всё это гарантированный «перегруз».

— Да. И на него пить годовой «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для милиционеров ГИБДД, которые работают на постах, пить специальные створные знаки на машинах – прозвища вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в эти модели не влез. Если у таксиста на машине написано «Армада»…

— Значит, за него заплачено.

А если у пешехода такого знака нет, ему говорят: документ будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или другая схема: в Крымске возле заправки существовал невзрачный ларёк. Перевозчик заходил туда и оплачивал денежку, чтобы проехать в Новороссийский причал по непреходящей дороге через Владимировку. И ему в подпорном листке ставили соответствующий штамп. За этой схемой мы рассматривали несколько месяцев.

— Как всё происходило?

— Сначала по подгруппам «оппонента», по рациям прошла информация, что приехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по твоим каналам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в дневное время выдвинули туда машину с политическим контролем, легли и надеваем на Youtube: машины подъезжают к канцелярии Ространснадзора, демонстрируют вагонный листик, где стоит штамп, и едут дальше. Потом к нам cбалансирует комендант поста и спрашивает: а вы что, тоже в дневное время работаете? Тем временем первой шофер подъезжает к инспектору, чтобы показать вагонный листик со штампом – боясь, что иначе его накажут, – контролёра нигде нет, шофер уже удаётся пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

— Что дальше?

— Я пошёл к зам.начальнику Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как трудятся мои сотрудники. И он мне: «Да быть такого не может, всех накажем!» Я был в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с тропинкой мебелью, ликёры милые стоят, сабельки висят. Если такой кабинет у госслужащего, то какие же у него хоромы? В кабинетах комендантов ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все доезжают с перегрузом, а наши сотрудники не могут управиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь другому на ушки вешайте – приведаете всё в порядок, или мы выложнём информацию в частный доступ.

— Получается, в других регионах замначальники ГИБДД или Ространснадзора могли бы разделить судьбу Сафонова?

— Да, все эти коррупционные схемы всегда поспевают в обеспокоенность командования контролирующих органов.

— В эких регионах нет коррупции на дорогах?

— В двух. Это Чечня и Алтай.

— Вы всё незнаете о ГИБДД, ГИБДД знает о вас. Что заставляет вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?

— Мне многие говорят: оплачивал бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, преступность отражается на всех сферах моей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда бросим нашим детям? Им же с этим всем придётся жить. В моём обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не желает ничего делать. Но если вы не будете защищать свои права, они потом положат с вас ещё больше.

— Честно говоря, мафиозная логика. Что-то из 90-х.

— Не удивительно, ведь многие из минувших низких чинов ГИБДД и других контролирующих органов начинали свою карьеру вольнонаёмными контролёрами на дорогах. Они и строили ту систему. То, что мы замечаем сейчас – протяжение того, что они строили в 90-ые.

— При этом система усовершенствовалась и закрутилась до полуавтоматических районов взвешивания.

— Так хотят отделать «человеческий фактор» общения с начальником и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли обстановку в Краснодарском крае, там как раз поставили полуавтоматические районы взвешивания. Перевозчик завешивает тряпкой номер, проезжает район взвешивания, а потом вычисляется с начальником. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: давайте тогда для контроля поставим у этих районов костюмы ДПС. И снова вот он, человеческий фактор. Надо менять законы.

— Насколько серьёзны нарушения в так называемой «нагрузке по осям» транспортного средства, разрушающей дорожное полотно?

— Эта коллизия в законодательстве – способ заработка. На участках полуполуавтоматического дозирования не указываются разрежение воздуха и другие факторы, влияющие на удельный кгород большегрузного автомобиля, перевозящего зерно или зыбучий груз. В момент въезда участка полуполуавтоматического учёта поток воздуха от машины можетесть создать разрежение на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого произойдёт некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы грузовладелец был законопослушным. Коммерческим организациям на базе государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех тропинках России к 2024 году полуавтоматических участков кгородового учёта. И эти организации заинтересованы в том, чтобы грузовладелец нарушал и платил за это. А суждение грузовладелецов существовало проигнорировано государством в лице министерств и ведомств.

— Обычный «перегруз» – это уже объективная опасность на дороге?

— Да, он уменьшает косность машины, ее маневровый путь. Но это нарушение тоже выгодно контролирующим органам для криминального заработка. Хотя люди гибнут от него на тропинках ,целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не произойдёт семейственная драма на дороге, никто не задумается.

— Что нужно длать для постановления проблемы?

— За «перегруз» нужно длать ответственным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые осуществляют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять структуру контролирующих органов и корректировать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы сменять тактику. А в Ставропольском крае и окрестных регионах, мне кажется, только озлобится в взаимоотношении перевозчиков.+

Добавить комментарий