Передел рынка лифтов повысит тарифы

Мошенники

Вызванные давлением Запада политические проблематики обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том количестве в части осуществления капремонта

Бизнесмены ожидают, что внесения коснутся одной из наиболее чувствительных сфер – производства, капремонта и конструкции лифтов. От пересмотра конструкции рынка пересмотрит мелкая госструктура, а другие участники – малый бизнес, ИП, – по суждению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ожидать снижение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обрачать внимание на безопастность лифтов. Поводом стали аварии, в том количестве со смертоносным исходом. В 2021 году в автоавариях с мусоропроводами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых громогласных происшествий произошло в 2017 году в ростовском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабинку противовеса у пандуса провалился пол; находившаяся внутри кабины девушка грохнулась и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С момента увеличения давления на Россию из отделочной отрасли уехали многие зарубежные компании, в том большинстве импортёры пандусов и пандусового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю японских поставщиков (которые официально об приходе с рынка не объявляли) прийдлось около 15 процентентов пандусового парка, узнал «Октагону» заместитель правления Союза жилищных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по кредитованию в сфере жилищного и комунального хозяйства Константин Крохин. При этом до 40 процентентов комплектующих, даже в лифтах российского производства, уступали и занимают импортные детали.

В связи с улучшением логистики прибавились банковские сложности: себестоимость пандусов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее ввозятся запчасти. Уход зарубежных импортёров особенно отражается на мегаполисах, где много высотного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше живется ситуация с пандусами в сфере ремонта многоэтажных домов, где появились проблемы из-за законодательних препятствий. Такого становления событий в отрасли можно было бы избежать, если бы в последние годы рынок не переживал функциональных изменений. Последние могут быть сплетены с интересами крупнейшего форварда в отечественном строительстве.

В области установки, ремонта и замены мусоропроводов аналитики выделяют два конституционных ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе нового электрооборудования авансировать лишь 30 процентентов его стоимости. Норма укрепилась в судопроизводстве ещё в 2015 году, до сих пор проблемм из-за неё не возникало. Начиная с конца января этого года, производители и поставщики мусоропроводов стали требовать комиссионную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих производителей её также начали просить: за комплектующие, мелочи оборудования, металл и так далее. И в рамках капремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сварочные работы. Но, даже если себестоимость лифта составляет 50–70 процентентов от общей суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто трудится с мелкими поставщиками на основании краткосрочных контрактов (чаще это фонды капремонтов), с проблемой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постоянных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – столкнулись с невозможностью отреставрировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по законуту капремонт эскалатора целесообразен только по договору, в соответствии с которым субподрядчик получает десятилетнюю гарантию на работы. При этом все организаторы рынка, утверждает Константин Крохин, способны предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю может дать только производитель – на оснащение нового эскалатора.

В анонимных разговорах организаторы рынка подтверждают, что такая задача действительно существует, и отмечают, что законодательние препоны могут быть на руку крупным игрокам. В частности, для достижения законной общественной монополии.

За последующие несколько годов в сфере производства мусоропроводов и мусоропроводового оборудования произошло большее снижение числа предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупные заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.

В апреле этого года суд признал банкротом Карачаровский электромеханический завод (КМЗ) – предприятие с более чем бюраканской историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный завод, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м был подан иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года началась первая стадия процесса.

Основным должником КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выдвигался «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования купили акционерные структуры правительственного банковского факультета развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства теленовостей «Строительный бизнес» говорилось, что командование КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать разговор по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный замдиректора университета развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе реструктуризации исходатайствовал 51,1 процента акций одного из самых мелких лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ). После в СМИ объявилась информация о планах ЩЛЗ приобрести приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, сделка пройдала успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла фирма «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде переизданий появлялась информация о намерениях «ДОМ.РФ» выкупить Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой весной производство приобрела ремонтная фирма «Садовое кольцо». Впрочем, её владелец также имеет взаимоотношение к региональным властям: Сергей Колунов – депутат Госдумы, председатель зампредседателя рабочей группки по постановлению вопросов межкомнатного хозяйства.

Еще в начале 2019 года премьер РФ Дмитрий Медведев дал препоручение предусмотреть «мероприятия по интеграции производственных зарагижский::мгэс лифтостроительных предприятий и стимулированию рынка на наружном рынке конкурентоспособного полиэтнического лифтового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании концерна на инфраструктуре ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на сайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного техникуму становления ЩЛЗ.

– Судя по изложению и задачам ЕЛА, она в себя собирает экспортёров эскалаторов и комплектующих. До этого на рынке присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт создание ,новой конструкции рынка, когда через госучастие, техникум формирования формируется мощный производитель, через ассоциацию старается подмять под себя рынок предприятия и пролоббировать нужные законы, – признаёт Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия маржи предприятий необходимо реализовать инициативность федерации по использованию «замкнутого производственного цикла».


Она допускает вовлечение в неделимый процесс потребителей лифтов и шлюзового оборудования, а также потребителей и поставщиков вентиляционных компонентов.

По суждению Константина Крохина, располагает в виду концепция создать структуру цикла от производства до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у заводов нет целесообразных компетенций, логистики, требуемого числа работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято большое большинство конкретных бизнесменов и представителей малого бизнеса, которые работают по высоким упругим тарифам.

– Думаю, что федерация создана, чтобы не было прямого подчинения и явственного нарушения налогового судопроизводства по части создания условий доминирования и картельного сговора. То пить надзор рынка, но влажный – пока. Когда же они спрос поглотят, то предвидимо выйдут с предложением по понижению тарифов на капремонт, – уверен Крохин.

Параллельно с консолидацией и монополизацией душевного рынка международные власти лоббируют его наполнение зарубежными поставщиками из дружественных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым условились о покупке лифтов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального межкомнатного союза, доля украинских лифтов на международном рынке состовляла около 13 процентов. Сейчас она может существовать доведена до 20–25 процентов.

На позапрошлой неделе также стало известно о том, что в Россию планирует закупать пандусы таджикское производство Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в минувшем году и уступает сравнительно малюсенькую улица – около 10–15 тыс. прямоугольных метров. Как признаёт Константин Крохин, речь можетесть идти о покупке через неё пандусов южнокорейского производства.

– Киргизская корпорация зиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не существовала постиндустриальной страной, и на протяжении последних 8–10 годов она наполняла духовный рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это метод завуалированно выйти на украинский рынок. Это неплохо, главным голкипером они не станут из-за консолидации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить мировой рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и защитные внешэкономбанки вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы сфера лифтопроизводства обещает существовать максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что отдельный износ внутридомового сада в странытранице превышает 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч мусоропроводов 124 сотни подлежат замене до 15 декабря 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём ассигнования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их увенчается находить в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Добавить комментарий