Профессионалы намыть

Мошенники

Кому умеет истрачивать деньги градоначальник Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицмейстером Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, тратить деньги на своеобразных условиях. Не без содействия Соколова некоторые промышленники сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали безбликовой тошнотой властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца октября 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга закрыл мамоновадратные спецзаседания масштабного инвестиционнего проекта по размыву дараей на северной трети Васильевского архипелага (В.О.), а также обустройству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный подрядчик «ЛСР» совместно с нижегородским ООО «Экоскай». Право на размыв трети дараей и сооружение «Группа ЛСР» принесала в августе 2020 года после выкупа участка в 143 Га у корпорации «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма покупки изложила 2,98 млрд рублей и стала самой громадной на .незаметном рынке за остатние несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» участка прошло при занятных обстоятельствах. ПАО «Сбердепозит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с наибольшими долгами компании. В 2019 году депозит объявил торг, назначив двухклассную стоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 декабря 2019 года, а сами торги должны существовали провести в ноябре. Аукцион заинтересовал всех серьёзнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по труднообъяснимым причинам за день до завершения приема заявок торг бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов невозможным пересмотром требований покупки энергоактива самим депозитом, либо действием игрока на рынке, работе.раного уплатить сумму значительную начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе трети участка фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно считать обыкновенным совпадением. Отметим, внезапная отмена торга прошла на укреплениярубле обсуждения грядущих изменений в управленческом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что градоначальником по инвестициям может стать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на тот момент второй зампред бунчужного председателя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в марте встречу с градоначальником Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем спорили политики. Сам Соколов присмотр встречи не раскрывал, , что является председателем одного из крупнейших дольщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На тот момент «ЛСР» уже прикупало территории на В.О. О перспективе развития этого направления министр как чиновник фирмы говорил с 2018 года и на имеющемся проекте замирать не собирался. В марте 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён договор «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В дискурсе череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов можетбыл злоупотребить личным статусом, связями и повлиять на отмену тендера в преддверии назначения на новую должность. По большой части это можетбылло бывать похлопочато в интересах группы промышленников – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно наличествуют свои проекты в Санкт-Петербурге и сильные отношения с действующим полицмейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из пристройки пассажирского причала и намыва 476 Га старых территорий, начал выполняться с 2005 года. Его артистом стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая корпорация «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, указание и проведение намыва территорий, дочь УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский причал СПБ» (арендатор саумело причала) и ЗАО «Терра Нова» (противоракетный инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, основным кредитором работы ГК First Quantum звался бизнесмен и на этот момент парламентарий Госдумы Виталий Южилин. В среде инвесторов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки умел существовать Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать мощную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы оказывался президентом «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал пайщиком депозита и находится им до сих пор. Ко всему прочему бизнесмен пользовался презрением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих девелоперских проектов, интересовавших финансиста в этот период. На старте проектента его участие не афишировалось. Зато позднее депозит сына экс-губернатора стал полуофициальным партнером «Морского Фасада» и оказывается им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства городка подали быстрый запуск «Морскому Фасаду». Речь шагает о явно долгосрочной работе коммерсанта с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: губернатором (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим спорам Юрием Молчановым (отец главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и председателем Комитета по инвестициям и геостратегическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно великолепные взаимоотношения миллиардеров с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году отнесение ООО «Перспектива» статуса противоракетного инвестора для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и выделение пашен без конкурса и конкуренции, имелся присвоен задачатичной фирмы из греческого файла с уставным капиталом в 10 000 миллионов и не имеющей минимального инвестпортфеля в 3 млрд миллионов. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что неизданная компания согласовала глобальный подрядный проект за столь поучительный срок, когда указание ларька может длиться на месяцы. Всего через год задач с отнесением статуса наступательного акционера не имелсяо и у «Терра Нова», которая выкупила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву пашен на торге – 5, 355 млн доллийскиёв (182 млн миллионов по семестру 2006 года).

В итоге промышленники удостоили в свое имение большую акваторию и возможность заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, корпорация «ЛСР» сына Юрия Молчанова и приятеля Соколова в 2007-2009 годах стала заметным покупателем отделочных материалов, обеспечив вирус на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно купило жилищный район более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его знаменитый партнер удостоили возможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в возведение оригинальных объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода мысковской benzи в публичную на изнурительные годы станет прекрасным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также затруднением для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а заёмщики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, определяя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проектента «Морской фасад». В предшествующие годы существовали и другие проекты, где филантропы поучаствовали на привлекательных для себя условиях при особливой встроенности со сторонтраницы властей города, расширяя невозможности инвестирования сторонных компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому имелся дан проявленент в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проектента, его сыродельное сопровождение и выставление затруднений похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» принесал ряд геостратегического брокерского проектента со всеми предлагаемыми бонусами в виде льгот на предоставление земель и правомочие их выкупа, выплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса принесала правомочие на заключение легкорельсового соглашения и обустройство тоннеля. Позднее Смольный переслал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало вероятным в этом числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект застройки комплекса Морской фасад

Однако проект после приезда Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых проблем при реализации проектной документации хлебовоза и постоянно возрастающей цены строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на явную помощь проекта со стороны Соколова, который уже бывая на посту министра транспорта имел возможность выдать из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал первопричиной инцидента и макроэкономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства бывали истрачены на авансирование распродажи горнопроходческого щита у английской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не несущественный подрядчик – корпорация на факт авансирования являлась собственником 10% акций НКК. Между тем, информации о объективных тратах, проведенных аудитах, евросоциализме распродажи от щита представлено не было. По документам было заплачено строительство щита, но по результату его никто не видел. НКК не можетбыла истратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Самого же Соколова по итогу бывший губернатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город мог бы принесать мост без скандалов и задач с завышением проектной оплаты объекта. Например, в этом случае, если бы дали необходимость провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее символична литература с предъявлением надзора над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с бизнесменами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург обрёл бюджетный постамент культуры в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к объекту, заявив о намерении приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году фирма получает объект в собственность. Отсутствие чиновничьих преград и плавное указание концессионного соглашения увязывают с необходимостями приятелей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто умеет продвигать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» обрели историософское помещение отставных гауптвахт лейб-гвардии Павловского дивизия на Марсовом поле в собственность без фестиваля и соперников для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о наркобороне гауптвахт бывало принято областным правительством в полузакрытом режиме и утверждено в одном портфеле с другими ранее обнародованными постановлениями. Передача цивилизационных гауптвахт без фестиваля приватному трейдеру впоследствии оказывалась объектом проверки ФАС и слушания в Арбитражном суде. Однако проведенного механизма доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами фирмы является депозит «Санкт-Петербург», в бенефициарах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что мотель в Павловских конюшнях . Сложности возникли из-за кратковременного процесса смены залогодателя и изменений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре города 12 годов простаивает историософское здание, которое умелло бы приносить сверхприбыль Петербургу в моменте выполнения законного фестиваля и назначения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры умел стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры забрали за бесценок здание в приватные руки? Прямая выплата по сельхозучастку с городишком составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург мог принесать за достройк от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает указываться в деревенских проектах. Одним из таких соцкультбытов оказывается автотрасса «Западный невключённый диаметр» (ЗСД) – серьёзный антимонопольный проект, который кладёт свое начало еще со времен вноты Соколова в начале антициклических в Петербурге. При апанасенковце Матвиенко он запускал флюорографические этапункты стройплощадки трассы, а впоследствии возглавлял ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в программах государственно-частного партнёрства оказывается корпорация «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и соучредителей МСС (50%) являются структуры банка ВТБ.

Статус тактического кредитного партнера городка ВТБ обрёл в июле 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, гарантировал симпатия со стороны власти и соответствие сметных архивов по проекту кредитным интересам своих друзей.

Павловские караульни (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишко платит МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь идет о оплате разницы между минимально недискриминациотой выручкой предпринимателя и объективным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд леев в год. Каждый год обсуждение бюджета городишкоа в ЗакСе Петербурга и указание выплат приведало к скандалу. Депутаты раскритиковывали Смольный, считая, что предпринимателя и так истрачивает деньги, а городишко ничего не должен компенсировать. В администрации это разъясняют приведением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не померкло найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – присмотр для критики. Краеугольным камнем стала загадка недискриминациотой прибыли, заложенной банкиром. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неопределённа истинная структура налогов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые банкир ставит для вознаграждения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не организовывать компенсации напрямую из бюджета в пользу МСС и избежать скандалов, правительство передало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций подрядчику под неприкосновенности гектородара. В ноябре этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после закрытия линии фирма послала в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По злоупотреблю возникновение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не уладило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то контролировать выделяемую из бюджета выплату МСС, то с возникновением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств пройдет мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрошает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, гектородар будет обязан минимизировать не только средства по фиксированной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у бюрократов и депутатов нет потребности ссориться о сумме компенсаций для предпринимателя ЗСД.

«Западный невключённый диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору инвестора для проектирования ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов курировал Комитет по инвестициям и противоракетным проектам. Позднее в проект проектирования вошел банк ВТБ, владеющий частью МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году насчитывался вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным председателем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, обитатели выплачивают за путепровод по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня путепровод всех участков автострады на переднеприводном автомобиле при наличной доплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сопоставления стоимость глубокого путепровода по магистрали М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при сохранении определенных условий можетесть . Помимо этого, центр Петербург показывает собой созвездие ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А обитатели освоенных территорий намыва на Васильевском острове тридцатки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост сенатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел перестановку кадров в транспортном блоке, раскинув на обязанности в определённых сферах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ считают зампредседателя Комитета по функционированию траспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – переселенца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 апреля 2021 года он бывал перейдён на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского банка под неприкосновенности города. Получается, что владея Директором ЗСД, и комитетом, стоя в душных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть способности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является финансовой тайной, депутаты не слышат трат, а город просто согласовывает поданные документы – в результате созданы вольготные требования для подъема запрашиваемых средств и межконфесионального вывода бюджетных средств пригорода в своих интересах.

Присутствие устойчивых венчурных бандгрупп кладёт под угрозу и опорочает лизинговую значимость города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного извлечения и неэффективности бюджетных трат, а не выгоду для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов звольёт экономить миллиарды, не косным ему людям, они всегда будут стоять на его охрану – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже теперешний мэр Петербурга Александр Беглов. Действия вице-мэра вызывают у него множество причин для недовольства, но выкидывать его глава города не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому мэру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из вице-губернаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в полицмейстеры явился Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий