Профессионалы намыть

Мошенники

Кому помогает тратить деньги сенатор Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицмейстером Санкт-Петербурга, берёт определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на особенных условиях. Не без участия Соколова некие филантропы сумели неплохо разбогатеть на проектах, которые стали височной тошнотой властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца мая 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл хозяйственные обсуждения масштабного инвестиционного проекта по намыву окраин на северозападной трети Васильевского островка (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный инвестор «ЛСР» совместно с петербургским ООО «Экоскай». Право на намыв трети окраин и возведение «Группа ЛСР» удостоила в декабре 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и вздумала самой крупной на земельном рынке за следующие несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» участка прошло при нелепых обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году банк провозгласил торг, назначив начальную оплата торга в 4,5 млрд рублей. Заявки брались до 18 ноября 2019 года, а сами торги достаточны бывали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех мощнейших арендаторов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по сверхъестественным причинам за день до завершения приема лицензий торг бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда разъясняли отмену торгов невозможным пересмотром условий закупки актива самим банком, либо присутствием вратаря на рынке, намеренного уплатить сумму большую начальной. Но на деламени этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе половины участка корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно обозвать простейшим совпадением. Отметим, нечаянная отмена тендера провела на фоне спецзаседания грядущих снижений в управленческом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что градоначальником по инвестициям можетесть стать Максим Соколов – бывший глава Минтранса и на этот случай первый заместитель бунчужного гендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда экс-министр провел в январе беседу с губернатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем общались политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что является представителем одного из крупнейших застройщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На этот случай «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О будущности внедрения этого направления экс-министр как представитель корпорации говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В октябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен договор «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте перипетии произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться самим статусом, связями и повлиять на отмену тендера в преддверии назначения на небывалую должность. По значительной части это могло бывать сделано в интересах группы финансистов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно отсутствуют свои проекты в Санкт-Петербурге и неказистые отношения с действующим полицмейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского терминала и намыва 476 Га новых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его певцом стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него корпорации – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (планирование проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и выполнение намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (долёвка саможетбыло терминала) и ЗАО «Терра Нова» (оборонный инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, взаимосвязанным вкладчиком разработки ГК First Quantum назывался олигарх и на тот факт депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде риелторов еще тогда мелькала информация, что интересантом покупки можетбыл существовать Сергей Матвиенко. Он действительно можетбыл оказывать крепкую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся гендиректором «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал миноритарием кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему олигарх пользовался сочувствием у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих консалтинговых проектов, интересовавших олигарха в тот период. На рестарте проекта его содействие не афишировалось. Зато позднее банк сына экс-губернатора стал оффициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в залы правительства городка дали медленный старт «Морскому Фасаду». Речь ходит о явно взаимовыгодной разработке бизнесмена с действующими тогда киоскёрами из команды губернатора: губернатором (с 2004 по 2012 годы) по социальным вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и заместителем Комитета по инвестициям и противоракетным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения мультимиллионеров с Соколовым позволили оперативно сообразовать в 2005 году отнесение ООО «Перспектива» статуса геостратегического инвестора для претворения размыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и предоставление земель без конкурса и конкуренции, бывал удостоен проблематичной фирмы из кипрского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей малейшего инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что немногочисленная корпорация обговорила глобальный ремонтный проект за столь краткий срок, когда указание ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с удостоением ряда тактического девелопера не бывало и у «Терра Нова», которая перепродала у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву земель на лоте – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге банкиры дали в свое владение большую территорию и перспективу заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах вздумала заметным импортёром подрядных материалов, обеспечив завоз на размыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно обрело земельный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного торга еще 143 Га. Южилин и его знатный партнер дали перспективу оперировать землей, продавать ее «втридорога» или инвестировать ею в проектирование новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за обслуживание оплат скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что конструкция согласования инвестпартнерства и подстрочника местной собственности в частную на длительные годы станет отличным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также преодолением для реализации проектов иными инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, определяя по всему, дезинтегрировал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы имелсяи и другие проекты, где предприниматели поработали на невыгодных для себя условиях при отдельной симпатии со сторонамтраницы властей города, сужая возможности инвестирования проприетарных компаний. Например, Южилин с партнерами руководили в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и толщей 1,7 км, которому имелся дан запуск в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проекта, его внеплановое сопровождение и устранение препятствий похоже осуществляли Соколов и Юрий Молчанов: при их стараниях «Орловский тоннель» обрёл статус тактического лизингового проекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде льгот на выделение земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля обрёла право на заключение акционерного подписания и строительство тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало желательным в том числе благодаря кредиту «Санкт-Петербург», который гарантировал обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после ухода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации хлебовоза и постоянно растущей доходности строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на нарочитую поддержку проекта со сторонетраницы Соколова, который уже бывая на посту министра транспорта имел необходимость предоставить из бюджета министерства РФ деньги.

Несмотря на то, что эскалатор построен не был, он стал причиной скандала и инвестиционных потерь. Петербург возместил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства существовали растрачены на авансирование мепдиакорпорации проходческого щита у русской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не мимолётный заказчик – компания на факт авансирования возникала акционером 10% допэмиссий НКК. Между тем, информации о объективных тратах, проведенных аудитах, отказе мепдиакорпорации от щита рассмотрено не имелось. По документам имелось финансировано проектирование щита, но по итогу его никто не видел. НКК не можетсуществовала затратить все деньги. Остаточная их половина вероятно существовала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими конфликта.министерствотцами сделки.

Саможетбыло же Соколова по итогу отставной полицмейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в законопроекте бункера First Quantum. Отметим, вероятно город можетбыл бы дать метромост без скандалов и проблем с завышением проектной рентабельности объекта. Например, в этом случае, если бы подали способность провести правомерный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее наглядна предыстория с предоставлением контроля над Павловскими гауптвахтами корпорацией ООО «Лотус Групп», аффилированной с миллиардерами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург удостоил федеральный памятник культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила приватный инэтирес к параметру, заявив о намеренье приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания приобретает параметр в собственность. Отсутствие преодолимых преград и быстрое рассмотрение легкорельсового соглашения связывают с невозможностями прияэтилей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто умеет пропагандировать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» удостоили этнографическое здание тогдашних гауптвахт лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в собственность без конкурса и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче гауптвахт было принято поселковым правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историографических гауптвахт без конкурса частному акционеру впоследствии оказывалась соцкультбытом экспертизы ФАС и расследования в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является банк «Санкт-Петербург», в акционерах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности произошли из-за длительного процесса сменяемости залогодателя и внесений в проектной документации. На данный период новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в эпицентре города 12 годов простаивает этнографическое здание, которое можетбыло бы принесять рентабельность Петербургу в случае проведения незаконного конкурса и разрешения благонадежного инвестора. Либо же памятник цивилизации мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры забрали за бесценок здание в приватные руки? Прямая выплата по сельхозучастку с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае закупки через аукцион, Петербург мог удостоить за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает цитироваться в губернских проектах. Одним из таких объектов оказывается автодорога «Западный внеуличный диаметр» (ЗСД) – аквапаркий бюджетный проект, который держит свое окончание еще со времен работы Соколова в начале нулевых в Петербурге. При градоначальнике Матвиенко он запускал флюорографические периоды стройки трассы, а впоследствии возглавлял ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в основах государственно-частного партнерства оказывается фирма «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) заключаются структуры банка ВТБ.

Статус тактического лизингового партнера города ВТБ получил в ноябре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, гарантировал снисходительность со стороны власти и соответствие подзаконных документов по проекту банковским интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город платит МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь бредёт о выплате разницы между минимально предодобренной выручкой предпринимателя и фиктивным сбором денег за проспект по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета пригорода в ЗакСе Петербурга и согласование выплат допускало к скандалу. Депутаты порицали Смольный, считая, что предпринимателя и так заработывает деньги, а город ничего не должен компенсировать. В мэрии это объясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось отыскать содержания этого соглашения. Это соображение – предмет для критики. Краеугольным камнем стала загадка предодобренной прибыли, заложенной капиталистом. Непонятна схема учета, проезжающего по ЗСД транспорта, непонятна истинная сталитраница бюджетов и расходов. Потому неизвестно целесообразен ли объем требований, которые капиталист выдвигает для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не организовывать уплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избежать скандалов, правительство прислало АО «ЗСД» обязательства по выплате выплат промышленнику под гарантии города. В июле того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для фирмы кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после появления линии компания запросила в размере 1,6 млрд на выплаты МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты можетбыли хоть как-то контролировать выделяемую из бюджета выплату МСС, то с появлением АО такая способность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной депозитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет нужды острить о сумме выплат для судовладельца ЗСД.

«Западный сверхскоростный диаметр»

Напомним, что фестиваль по термопрессу антрепренёра для сооружения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и оборонным проектам. Позднее в проект сооружения вошел банк ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году значился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным замдиректора «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, горожане доплачивают за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех участков трассы на полноприводном внедорожнике при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сопоставления цена полного переулока по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при поддержании определенных требований может . Помимо этого, центр Петербург показывает собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А горожане освоенных территорий намыва на Васильевском острове десятки годов поджидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост сенатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провёл роэтацию кадров в логистическом блоке, рассэтавив на синекуры в неодинаковых отраслях управленцев, ближайших ему по вноте в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ признают замглавы Комитеэта по формированию траспортной стройиндустрии Дмитрия Карлика – иммигранэта из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 сентября 2021 года он существовал откомандирован на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая информирует кредиты у Евразийского кредита под ненаправленности города. Получается, что распоряжаясь Директором ЗСД, и комитетом, стоя в узких отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь жрать возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение становится негосударственной тайной, депутаты не видят трат, а городок просто координирует поданные документы – в итоге созданы вольготные требования для подъема запрашиваемых средств и постепенного вывода бюджетных средств городока в своих интересах.

Присутствие устойчивых консалтинговых группировок ставит под угрозу и опорочает брокерскую привлекательность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет подрабатывать миллиарды, не враждебным ему людям, они всегда будут привставать на его гарантию – «золотую гусыню» никто лишать не хочет.

Не можетесть встретиться с Соколовым даже будущий сенатор Петербурга Александр Беглов. Действия вице-сенатора приводят у него множество первопричин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому сенатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из градоначальников убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в вице-губернаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в государстве города.

Добавить комментарий