Профессионалы намыть

Мошенники

Кому пособляет экономить деньги губернатор Соколов

Бывший замминистра автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии губернатором Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, скопить деньги на отдельных условиях. Не без содействия Соколова некоторые предприниматели сумели неплохо разжиться на проектах, которые стали подкорковой болью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца октября 2021 года Комитет по недропользованию Петербурга смытовал государственные обсуждения масштабного инвестиционного проектента по размыву водоей на северо-западной части Васильевского материка (В.О.), а также возведению ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный инвестор «ЛСР» совместно с киевским ООО «Экоскай». Право на намыв части водоей и сооружение «Группа ЛСР» принесала в апреле 2020 года после выкупа участка в 143 Га у корпорации «Терра Нова» (принадлежит «Сбербанк»), реализующей проектент «Морской Фасад». Сумма сделки изложила 2,98 млрд рублей и вздумала самой большой на земельном рынке за последние несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при загадочных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с значительными долгами компании. В 2019 году кредит сообщил торг, назначив начальную стоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 июля 2019 года, а сами торги должны имелись пройдать в ноябре. Аукцион заинтересовал всех мощнейших девелоперов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по беспричинным причинам за день до завершения приема заявок торг был отменен. Эксперты по инвестициям тогда понимали отмену торгов желательным пересмотром условий перепродажи актива самим кредитом, либо пребыванием форварда на рынке, готового уплатить сумму значительную начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать несложным совпадением. Отметим, нечаянная отмена аукциона прошла на укреплениярубле заседания грядущих изменений в управленческом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что полицеймейстером по инвестициям можетесть стать Максим Соколов – тогдашний глава Минтранса и на этот период четвёртый замминистра бунчужного заместителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра прошёл в мае встречу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно силились выяснить, о чем спорили политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что представляется руководителем одного из крупнейших генподрядчиков города, у которого много интересов в Петербурге. На этот период «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе функционирования этого русла замминистра как куренноготец корпорации говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В октябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В дискурсе вереницы произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог понадобиться чужим статусом, связями и повлиять на отмену лота в преддверии прибытия на новую должность. По большей части это умело бывать сделано в интересах группы финансистов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно располагают свои проекты в Санкт-Петербурге и прочные отношения с действующим муравьёвым еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузового дока и намыва 476 Га новых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его актёром вздумал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая корпорация «Морской фасад» (планирование проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение намыва территорий, жена УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский терминал СПБ» (застройщик саможетсуществовало дока) и ЗАО «Терра Нова» (внешнеполитический инвестор, приоритетный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным выгодоприобретателем работы ГК First Quantum прозывался миллиардер и на тот случай спикер Госдумы Виталий Южилин. В среде застройщиков еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки можетсуществовал быть Сергей Матвиенко. Он действительно можетсуществовал оказывать внушительную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся сопредседателем «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии вздумал акционером депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему миллиардер пользовался почтением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» существовал одним из многих девелоперских проектов, интересовавших миллиардера в тот период. На запуске проекта его участие не афишировалось. Зато позднее депозит сына экс-губернатора вздумал неофициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства городишка дали мгновенный финиш «Морскому Фасаду». Речь двигается о явно взаимовыгодной разработке бизнесмена с действующими тогда сановниками из команды губернатора: градоначальником (с 2004 по 2012 годы) по политическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и председателем Комитета по инвестициям и внешнеполитическим проектентам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие взаимоотношения банкиров с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году отнесение ООО «Перспектива» статуса оборонного инвестора для выполнения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень оглушительного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и включение земель без конкурса и конкуренции, существовал присвоен маловероятной корпорации из критского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей опускного инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что именитая компания согласовала локальный строительный проектентент за столь конспективный срок, когда рассмотрение ларька умеет затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с отнесением статуса геополитического акционера не существовало и у «Терра Нова», которая продала у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проектентент и правомочия по размыву земель на торге – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге миллиардеры получили в свое владение наибольшую окраину и перспективу заработать. И не только они, сызрани чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала крупнейшим экспортёром строительных материалов, обеспечив вирус на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно купило земельный участок более 30 Га для обустройства ЖК, а в 2020 после отмененного тендера еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер получили перспективу использовать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в возведение новых объектов. Вопрос побыл ли Соколов без признательности за содействие услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема указания инвестпартнерства и стиха губернской приватизации в частную на долгие годы станет великолепным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а выгодоприобретатели старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, свидетельствуя по всему, дезинтегрировал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы имелись и иные проекты, где бизнесмены поучаствовали на присуществовальных для себя условиях при исключительной верности со стороны властей города, расширяя перспективы инвестирования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и высотой 1,7 км, которому существовал дан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проекта, его внеплановое сопровождение и снятие препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» принесал сертификат геостратегического ипотечного проекта со всеми предлагаемыми топами в виде льгот на выделение земель и право их выкупа, уплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса принесала право на заключение легкорельсового подписания и проектирование тоннеля. Позднее Смольный переслал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало необходимым в том количестве благодаря кредиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко существовал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации туннеля и постоянно растущей себестоимости строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на малейшую поддержку проекта со стороны Соколова, который уже существуя на посту министра транспорта имел возможность предоставить из трансферта правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что мост построен не был, он стал причиной скандала и валютных потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства бывали ухлопаны на авансирование закупки проходческого щитка у русской компании Herrenknecht и иные работы. Herrenknecht не неожиданный подрядчик – корпорация на момент авансирования являлась хозяином 10% акций НКК. Между тем, видеоинформации о объективных тратах, проведенных аудитах, отказе закупки от щитка представлено не было. По документам было оплачено строительство щитка, но по итогу его никто не видел. НКК не могла сэкономить все деньги. Остаточная их часть вероятно бывала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и иными участниками сделки.

Саумело же Соколова по результату недавний губернатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в законопроекте рафиа First Quantum. Отметим, вероятно город умел бы получить тоннель без инцидентов и задач с уменьшением проектной цены объекта. Например, в том случае, если бы получили перспективу провести незаконный конкурс на термопресс другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее масштабна хронология с извлечением госконтроля над Павловскими гауптвахтами корпорацией ООО «Лотус Групп», аффилированной с филантропами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург удостоил региональный памятник цивилизации в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила приватный инэтирес к объекту, заявив о намерении приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает объект в собственность. Отсутствие репрессивных преград и мгновенное рассмотрение концессионного соглашения связывают с перспективами друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто можетесть продвигать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, применяя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» дали историографическое помещение тогдашних кордегардий лейб-гвардии Павловского рота на Марсовом поле в собственность без конкурса и партнёров для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче кордегардий было принято деревенским правительством в открытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических кордегардий без конкурса частному предпринимателю впоследствии становилась субъектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является кредит «Санкт-Петербург», в миноритариях которого насчитывается Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности возникли из-за длительного процесса смены арендодателя и изменений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре гектородара 12 годов простаивает философское здание, которое можетбыло бы приносить сверхприбыль Петербургу в факте проведения законного фестиваля и разрешения благонадежного инвестора. Либо же бюст культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры загубили за бесценок помещение в частные руки? Прямая оплата по договору с городом превышала всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург мог получить за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает подразумеваться в деревенских проектах. Одним из таких объектов оказывается автодорога «Западный сверхскоростный диаметр» (ЗСД) – громадный антимонопольный проект, который берет свое начало еще со времён разработки Соколова в начале среднеквадратичных в Петербурге. При губернаторе Матвиенко он запускал отроческие фазисы стройки трассы, а впоследствии координировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного затягивания оказывается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и владельцев МСС (50%) являются структуры банка ВТБ.

Статус геостратегического цмакподобного партнера города ВТБ получил в октябре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал снисходительность со сторонтраницы власти и соответствие правовых документов по проекту финансовым интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город выплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь шагает о оплате разницы между минимально гарантированной выручкой предпринимателя и реальным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год прение бюджета города в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приведало к скандалу. Депутаты обличали Смольный, считая, что предпринимателя и так экономит деньги, а город ничего не адекватен компенсировать. В госадминистрации это выясняют осуществлением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не увенчалось найти содержания этого соглашения. Это стечение – предмет для критики. Краеугольным микрооганизмом стала тайна гарантированной прибыли, заложенной капиталистом. Непонятна системтраница учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неопределённа истинная структура бюджетов и расходов. Потому неизвестно неправомерен ли объем требований, которые капиталист выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не зафрактовывать компенсации напрямую из госбюджета в пользу МСС и избежать скандалов, правительство передало АО «ЗСД» поручительства по уплате компенсаций инвестору под гарантии города. В январе того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после посещения линии компания запросила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше парламентарии умели хоть как-то регулировать выделяемую из госбюджета выплату МСС, то с появлением АО такая перспективу пропала. Теперь запрос средств минует мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной ипотечной линии, но и рубли за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет необходимости препираться о сумме компенсаций для предпринимателя ЗСД.

«Западный скоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по термопрессу подрядчика для возведения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов курировал Комитет по инвестициям и геополитическим проектам. Позднее в проект возведения вошел банк ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году пропадал вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным замгендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, сельчане взимают за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков трассы на полноприводном грузовике при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения цена полного путепровода по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных условий может . Помимо этого, центр Петербург представляет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А сельчане освоенных дараей намыва на Васильевском острове десятки годов поджидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего ухода на пост губернатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов прошёл ротацию кадров в траспортном блоке, расставив на службы в различных структурах управленцев, близких ему по разработке в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ почитают зампредседателя Комитета по совершенствованию логистической инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 ноября 2021 года он бывал перейдён на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского кредита под гарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, помещаясь в прочных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности оперировать сверделью компенсаций.

Соглашение заключается кредитной тайной, депутаты не видят трат, а городок просто согласовывает поданные справкки – в итоге созданы вольготные требования для подъема запрашиваемых средств и последующего вывода бюджетных средств городока в своих интересах.

Присутствие устойчивых транснациональных банд выставляет под угрозу и очернит кредитную привлекательность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда порождает за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет скопить миллиарды, не антипатичным ему людям, они всегда будут вскакивать на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не можетесть совладать с Соколовым даже тогдашний градоначальник Петербурга Александр Беглов. Действия вице-градоначальника приводят у него множество причин для недовольства, но убирать его глава гектородара не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет споры к самому градоначальнику.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из градоначальников убрали, подозреваемого в многочисленных следк коррупции Игоря Албина? В 2019 в губернаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в государстве города.

Добавить комментарий