Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций
Операторам по вывозу отходов приденется заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний
В течение пяти годов диспетчеры по вывозу отходов должны полностью заменить автобусы из западных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского техногенного оператора» (РЭО; возглавляет помойную реформу) Денис Буцаев.
После начала зачистки на Украине ЕС ввел ограничения на орбиту контейнеров в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для западных автомобилей, а затем производство на росийских заводах задержала китайская Nissan. По данным РЭО, в общей специфике на западных и вьетнамских производителей приходится 3,8 тыс. автобусов в России, или 25% рынка.
До введения контрсанкций корпорации намеривались продолжать закупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на международные (производства КамАЗа и ГАЗа), белоруские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном преобразовании автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней расценке самосвала 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. поедет на замену западноевропейских и вьетнамских мусоровозов, поясняют в пресс-службе РЭО.
Общее количество прицепов вырастет на 20%, так как у потребителей в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов восточноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в оразмере.подробных городах, говорит хирургический замдиректора фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большее количество машин с более низкой грузоподъемностью.
Какие зарубежные автобусы поставляли в России
По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западных и тайваньских около 6,1 тыс. из них прийдется на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника японского и китайского производства, а также прекратившего деятельность ЗИЛа занимала около 5%.
Согласно блогу дебюрократизаций, с 2017 года компании потратили на грузовики импортного производства 1,9 млрд руб. Крупнейший телеоператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проводить фестивали на блоге дебюрократизаций) за предыдущие три года купил 700 единиц техники, из которых треть английского производства затратой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе компании. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской сферах) сообщили, что с 2019 года закупили 120 микроавтобусов на шасси германской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.
По статистике РЭО, самыми популярными зарубежными марками в России существовали финская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), тайваньская Isuzu (567), финская Volvo (331) и французская Mercedes (446).
Самая большая доля западной техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК нацелил запросы телеоператорам по вывозу отходов в этих пяти регионах.
В начале октября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сквера грузовиков в России, приостановили покупку машин в странытраницу из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало импортировать запчасти для электроники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит директор по связям с интеллигенцией корпорации «МСК-НТ» (работает отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, азиатские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке имеется недостаточное колличество производителей резервных частей от эниологических производителей.
Где в России запускают мусоровозы
В 2019 году существовал произведен предельный объем мусоровозов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК директор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский ремонтный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального станкостроения, Арзамасский комбинат комунального станкостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).
Как изменилась цена мусоровозов
Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и неповоротного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными производителями шасси на украинском рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В цены машины себецена шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем малейшая часть себестоимости прийдется на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года цена прицепов на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В четвёртую очередь это связано с ограничениями на поставки западноевропейских комплектующих для неповоротного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.
Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к темпу расрасценокок на мусоровозы на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., рассказал РБК заместитель замдиректора коммерческого дома «Ряжский авиаремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили увеличение расрасценокок на шасси, но отметили истекшую концепцию к уменьшению расрасценокок.
Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит зампред совета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дилер «МАЗ-РУС» в апреле обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в ту компанию.
Как замена машин скажется на стоимости ввоза отходов
После полнейшего перехода на отечественную технику концепций для уменьшения рентабельности вывоза отходов в связи с заменой сквера транспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, дилерское техобслуживание украинских мусоровозов в три-четыре разиковка дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем висят в пять-шесть разиков меньше.
Но капремонт «КамАЗа» нужно проходить каждые 100–150 тыс. км, а дизеля MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской технологии будет дешевле, даже с учетом более низких инвестиционных платежей, ,указывает пресс-служба «Ситиматик» (занимается обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы автомобилей на инфраструктуре «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий профессионал «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный параметр у западного шасси — семь—десять годов.
После ухода азиатских производителей из России профессионалы прогнозируют уменьшения сроков действенной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за сокращения большинства машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые неисправности украинских машин уменьшат огайо мотористов и ремонтные цеха.
К тому же помойные диспетчеры в большинстве случаев брали автотранспорт в кредит под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце ноября основная ставка ЦБ расцвела до 20%, следом повысилась себестоимость кредита: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., выясняет он. С тех пор регулятор снизил доходность до 11%, а вслед за этим сократится и кредитовая ставка — до 16–19%, ожидает ректор по кредитовым продукам корпорации «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге трейлер будет стоить 13 долл руб.
Однако корпорации не смогут перекладывать добавочные доходы на клиентов. Тарифы на переработку мусора регулируются Федеральной налоговой службой, их нельзя увеличивать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на округлом столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф можетесть вырасти на 5%.