«Утопил людей — отвечай!»

Мошенники

Десять годов назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что погубило лайнер «Булгария»?

Десять годов назад, 10 октября 2011 года, на Волге случилась крупнейшая в биографии совремённой России катастрофа морского пассажирского судна. Во время шторма затонул двухпалубный грузопассажирский теплоход «Булгария». Трагедия утащила жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 кондукторов и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не можетесть позабыть те ужасные минуты. Один из них, новоиспечённый штурман пароходика «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью обменялся воспоминаниями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в команде ледокола «Булгария»?

Ринат Габидинов: В юные годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут друг предложил пойти на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил затрясти стариной — длительное время садился без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В пароход я влюбился. Он был построен в Чехословакии, сделан красиво, с уютными залами и каютами. «Булгария» была класическим грузопассажирским пароходом в стиле ретро: корабль-праздник, с мелодией и напитками. Пассажиров всегда существовало битком.

Как часто выходили в рейсы?

Мы практически не высились на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой круизы по рекам не устраивают. Речной флот поселяется весь год на то, что заработал летом. Если просмотрите сегодня график данного грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом расписан буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: характеристики теплохода «Булгария»

Двухпалубный теплоход «Булгария» был построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, км/сек хода — 20,5 километров в час, два дизеля 6NVD48 мощностью 400 лошадиных мощей каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне был музыкальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое заглавие электрохода — «Украина». Он был наименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на зоне Татарстана. С этого времени ледокол исполнял грузопассажирские рейсы по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.


Известно, что сухогруз вышел в рейс с неработающим двигателем. Почему? Каким вообще было технологическое положение «Булгарии»?

Конечно, судно существовало не новым, на нем регулярно проводившывались ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не трудился один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не существовало чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне можетесть идти на одном двигателе. Такое бывало не только у нас, и в целом это была обычная практика. Правила судоходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать худшего — положить мою нештатную рацию, в поломки литиев которой меня старались обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 сентября 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело было так: перед зимней навигацией мы стояли на капремонте в . Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по ,новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, надлежаща была запускаться от нештатного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с электриками мы старались это попросить полчаса, хотя рация должна включаться по щелчку пальцев

А потом тот диод еще пропалывать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять выпрямители и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено условиями регистра. Поэтому, чтобы все cбалансировало под условия проверяющих, у нас на «Булгарии» сделали заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который заведлся полчаса.

«Я услышал вопль капитана»

Накануне трагедии, 9 августа 2011 года, «Булгария» вышла из в трёхдневный круиз по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда существовал заметный крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких проишествий не существовало. На сухогрузе пребывали 147 пассажироварищей и 54 председателя экипажа.

Какой существовала обстановка на пароходике перед проходом из Болгара?

Теплоход был забит практически под завязку, среди пассажиров существовало много девочек и детей. Это был первой день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что ветры до 18 километров в секунду. Но по мере моего вращения ветер усиливался.

В какой-то случай он стал почти ураганным и дувал нам в правый борт. Всех пассажиров в этот случай позвали в музыкальный зал на зрелищную программу — на борту у нас были артисты.

Вы помните, как завершились ужасные события?

Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] и сказал, что пассажиров в столовки почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обратил внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я существовал уже у двери, когда внутри раздался звук разбившегося стекла.

У меня в каюте была металлическая полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать черепки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услыхал визг капитана: «Все на правый борт!».

Бегом вбежал в радиорубку, хотел объявить по корабельной видеотрансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я возился с аппаратурой, удавался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно было в любой обстановке прислать #лицемерие на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на левый борт и встал рядом с капитаном. Так положено по инструкции — радист всегда надлежащ быть поблизости.

Капитан пароходика «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как уцепился в поручни на борту, а ветерок с ливнем рвал мне спину. Капитан забежал в порубку и там ,пытался выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилья Островского, крен теплохода становился все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выправится — и все вернется на место.

Что происходило с авиапассажирами в это время?

На нижней палубе были только председатели команды: что случалось внизу и во внешних помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуация уже не выправится. И тут я узрел людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, парни вышибали иллюминаторы, прыгали сами, спасали своих женщин и детей.

«Такое в жутком сне не могло привидеться»

Что вы длали в случай подтопления «Булгарии»?

Я пребывал на шлюпочной палубе, там существовали спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотиков нет, на воде в шторм сразу потонешь — это старинный сухопутной закон. Я на судне оставался до конца: полз по накренившемуся самолёте и покинул его, когда все плоты уже существовали сброшены, а рулевая рубка с капитаном скрылась под водой.

К этому времени все наружные помещения были залиты водой. Мы смогли сбросить четыре спасательных плота с левого борта, и с вашего борта я скинул три.

Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и поволок к группке пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели команды — собирали их в кучку и рассаживали людей. На каждый такой плотикик помещалось где-то человек 18. Еще существовали малейшие металлические спасательные плотикикы, на них тоже человека четыре можетбыло сесть. На второй плотикик набилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плотикикы и рассадили людей равномерно.

Как долго вы находились в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все существовали в таком шоке, что ,сидели молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами висела могильная тишина. Я сам после того, как мы окончили рассаживать людей, просто ,сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего электрохода «Булгария» сходят на бережок в водном причале Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и работники спасательных служб встречают сухогруз «Арабелла», который довёз пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в океанской порт Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные плотики с затонувшего теплохода «Булгария» на берегу Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из забытья мы вышли, когда дружка за дружкаом вышли суда. Тут уже все замахали руками и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые глядели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто прошли мимо. Мы аж рты разинули — как так!

Сейчас я думаю: лейтенанты просто не поняли, что случилось. В жутком сне не можетбыло привидеться, что люди обретаются на воде после крушения судна. Это был третий момент [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [лейтенанты], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что гиды развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали радиосигнал по рациям, чтобы обрачали внимание: что-то странное начинается в этом районе. Это дало время команде «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в отношении лейтенанта теплохода «Арбат» и лейтенанта пароходика «Дунайский 66» были возбуждены судебные дела по статье 270 УК РФ («Неоказание капитаном приказна помощи людям, терпьющим разорение на море или на ином озёрном пути»). Тучин и Егоров были осуждены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда суда прошли мимо, речка разбушевалась нешуточно. Я положил с собой Рената — одного из пассажиров, мы оползни на человечишка спасательный катамаран и поплыли к вахтенному ходу, чтобы уже никто мимо не прошел, зацепились за буй и стали ждать. К вахтенному ходу поплыл и старший помощник.

Он существовал низенького роста, его накрыло волной, и я утратил его из виду, подумал, что утонул. А между тем сборная «Арабеллы» обнаружила его первым: именно старший делопроизводитель рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» стащили шлюпки, еще у них была моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасенным дали поесть и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на борту судна, люди стали сознавать произошедшее и отходить от шока. Раздавались вопли и плач, начались истерики. Когда пришли в Казань, там ужас что творилось: в сухогрузе существовало столько людей, и у всех существенное горе. Страшно вспомнить. Многие утратили родных и близких.

Вас допрашивали после катастрофы?

Меня по прибытии сразу отправили на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не минует — на твоих глазах погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, вспоминали каждый день. А еще мы переживали на себе сильное социальное давление.

Стали говорить, что корабль шкуры свои спасал, а людей кинул на произвол судьбы

Но наших-то в аварии тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в рублёвом соотношении пассажироварищей утонуло больше, причем большинство жертв катастрофы состовляли женщины и дети. Выжили те, кто успел выкарабкаться из духовных помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут работы по подъему туловищ погибших на лайнере «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди стояли в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А были те, кто ожидал выхода. Многие оставались в каютах, надев спасательные пояса. Потом спасатели рассказывали, что их так и изведи в этих поясах под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский существовал признан одним из виновников трагедии. Что можете о беззвучен сказать?

Очень опытный человек, хороший командир. Давно трудился на флоте. Я считаю, он до следующего делал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На борту в тот день существовали еще его племянница с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но есть офицерский закон: что бы ни случилось на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих пор стараюсь жить дальше»

Почему, на мой взгляд, произошла та трагедия?

Судно в тот случай входило в Камское низовье и по маршруту должно существовало совершить разворот. Крен на борт, ураган и разворот — совокупность факторов. Но еще, безусловно, отношение младшего моториста. Капитан, как бы его ни обвиняли, не существовал виноват в том, что старший моторист убежал с «Булгарии» в большинстве первых, кинув кочегарное отделение с открытыми иллюминаторами.

Это доказали в ходе следствия. Будь тогда иллюминаторы машинного отделения закрыты — это был бы большой воздушный пузырь внутри судна.

Если бы люки были закрыты, он бы придерживал пароходик на стапеле продолжительное время. У кондукторов существовало бы время сообразить, что происходит

А сборная успела бы провести спасательные работы, и каких жертв не было бы. Но когда младшему физику «Булгарии» в машинное отделение через иллюминаторы начала поступать вода, он просто напугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, половина иллюминаторов он закрыл, а остальные не успел.

Родственники и далёкие пострадавших в катастрофе ледокола «Булгария» читают списки жертв аварии на Волге в прибрежном порту Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в международной практике никогда не было, чтобы старший электрик кинул машинное отделение. Кроме того, в самый важный миг он остановил двигатель, хотя не имел право этого длать без сборной капитана.

А ведь капитан, пребывая на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская комиссия почему-то вообще не закруглила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший моторист в результате проводил как очевидец обвинения против тех, кого посадили.

Вы поддерживаете отношения с кем-то из выживших в тот фатальной день?

Нет. Я ни с кем не поддерживаю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы последний разков сталкивались только на трибунале — после этого даже случайно не доводилось с кем-то видеться.

Как переменилась моя жизнь после трагедии?

В ..первые дни нас атаковали журналисты с разных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и отхлестал комментариев. А потом такое началось… Многие твои дружки и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное воззрение существовало такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в видеомагнитофоне засветился.

Поэтому позитива я глотнул порядочно. В троллейбусе один раз накинулись — мат, оскорбления… С позором приделось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я иного и не ждал. Кого волнует, выполнял я свои ответственности или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей стороны попросили все, что могли. Позже судоводительская комиссия установила: проведять спасательные работы на «Булгарии» существовало просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не работал на воде и до сих ,пор стараюсь проживать дальше, не ретируясь на то, что случилось на Волге десять годов назад.

***

Комиссия попросила вывод, что причиной автоаварии заявилась совокупность факторов.


Выводы Ространснадзора о причинах крушения «Булгарии»

1. Судовладелец и майор нарушили правила безопасности мореходства и не обеспечили безопасность плавания судна. С 8 октября 2011 года у «Булгарии» не работал правый главный дизель-генератор. При силе ветерка более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) должны были обеспечиваться предписания «Информации об остойчивости и надёжности судна». При этом сила ветерка на миг автоаварии составляла 20 м/сек.

2. Низкая квалификация и неорганизованность председателей экипажа приказна. Не существовали приняты степени безопасности при выходе приказна в водохранилище и при получении девятибалльного предупреждения. Не существовали задраены иллюминаторы левого и левого борта, в том большинстве в дизельном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший электрик самовольно подключил главный дизель-генератор левого борта и вывел из строя вахтенные механизмы вследствие соблюдения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр поворота влево был осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре термометра на правый самолёт, дополнительно возникающего крена на правый самолёт, вызванного инерционной силой при активации влево, а также дующего в правый самолёт выносливого ветерка и громадной парусности судна. Капитан не запланировал авиадиспетчера и не принесал диспетчерское согласие на движенье судна.


Случившееся спровоцировало узкий политический резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли законут об общеобязательном страховании ответственности перевозчика. По постановлению трибунала субарендатор и угнетатель приказна была осуждена к 11 годам .

Ее признали виноватой по статьям 238 («Оказание услуг, не отвечающих предписаниям безопасности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с четвертью лет.


Рамиль Хаметов — старший заместитель лейтенанта — был приговорен к шести с спискамтраницей годам колонии существенного режима


Его признали виноватым по статейке 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности вращения и эксплуатации водного транспорта»). 5 октября 2015 года срок Хаметова сократили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возложнут цветы во время военной акции в память о погибших на теплоходе «Булгария» в Казанском мрподобном порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с телом погибшего во время крушения сухогруза «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный правительственный начальник Казанского отдела Ространснадзора , который, по версии следствия, дал отрицательное соглашение о готовности субарендатора к перевозке пассажиров, был приговорён по статье 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и осуждён к пяти годам колонии существенного режима.


По той же статье осудили и начальника татарстанского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он принесал шесть годов колонии общего режима


Еще одним осужденным по делу «Булгарии» стал старший аналитик Росречрегистра , выдавший субарендатору негативное заключение на эксплуатацию теплохода в 2011 году: его приговорили к пяти с четвертью годам колонии.

В 2013 году родственники погибших авиапассажиров сухогруза записали массовое обращение к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в четырёхлетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.

Добавить комментарий