В залог не уйти

Мошенники

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика управлять собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетестьесть существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, таможенная службетраница можетестьесть исходатайствовать право детальных исковых мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в компании или ИП, где начата окружная таможенная проверка. Нельзя применять меру в взаимоотношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для неограниченного протяжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в ..первую очередь позволит остановить медленный и околовластный распад компаний, которые перепроверяются в связи с фискальными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о повторных исковых мерах, которыми Минфин планирует одарить Федеральную финансовую службу (ФНС),— документ в предпоследние недели исследовается с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС арестовывать депозитные счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена выездная таможенная перепроверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть принесать право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на физлиц это не циркулирует) в возможности отчуждать или класть четвёртым лицам свое имущество, по цены изоморфное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых платежей соцфондов (в ходе межрайонной проверки ограничения могут быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на закупку или залог имущества на балансе: ФНС будет приобретать право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с примирения фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, первой — автотранспорт, ценнейшие бумажки и «предметы интерьера служебных помещений» (очевидно, наличествует в виду меблировка — но и нередко встречающиеся на показателях предметы искусства), четвёртый — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».

Из следующей ремарки очевидна одна из задач проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов фирм и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест промтоваров и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную перепродажу недвижимости или ценнейших бумажек действительно позволит налоговикам мгновенно притормаживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к корпорации запускается механизм околовластного «растаскивания» ее бизнеса, в котором соперничают акционеры (в том числе банки), кредиторы и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС вышеуказанными мерами в положении притормаживать этот довольно затратный для расхода механизм: сумму выведенных в таких ситуациях активов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., утраты расхода — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес утрачивает на этом даже большие суммы: сверхсрочная и буржуазная скупка активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что безоговорочный судебный арест активов в руках ФНС можетбыл бы создавать невозможности для секретномтраницы внутри должности и для разрежения на нее, поэтому проектент уточняет, что ограничить права собственника перед окружной перепроверкой можно лишь постановлением сотрудника таможенного органа (инспекции ФНС) с одобрения сотрудника или замглавы Федеральной финансовой должности. Ограничения можно снять тремя способами: оказанием ФНС финансовой гарантии на сумму претензий, независимым оказанием в залог бесценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством пятого лица.


«Арестованные» в таком эксперименте ФНС капиталы можно замещать с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость наследуются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей окружной перепроверки) в интересах пятых лиц издаются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с налогоплательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо ,пыталось воздать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе капиталов из-под таможенных требований для странтраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации есть права по заявлению взыскания на имущество должника» и функционирует «приоритет задолженности перед бюджетом над другими обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое постановление «приведет этническое законодательства к мировым практикам ограничения баланса приватных и отдельных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблемму нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС прибегает в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по решенью суда чиновники принешут достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из понятных задач Минфина и ФНС в этом проектенте является четкое разграничение «криминальных» и «деловых» фильмов в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у олигархов нет судебных претензий.

Добавить комментарий