В залог не уйти

Мошенники

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в уплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как ,следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая службетраница можетесть получить право предварительных арбитражных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в компании или ИП, где начата районная финансовая проверка. Нельзя применять меру в взаимоотношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для беспошлинного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в третью очередь позволит остановить медленный и бессистемный распад компаний, которые проверяются в связи с финансовыми рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о предварительных арбитражных мерах, которыми Минфин намечает одарить Федеральную фискальную должность (ФНС),— документ в последующие недели обсуждается с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в уточнение к уже существующему праву ФНС арестовывать платёжные счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже завершена выездная таможенная проверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть исходатайствовать право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на кредитований это не циркулирует) в возможности отчуждать или класть четвёртым лицам свое имущество, по затраты равнозначное предполагаемой деньге недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в результате выездной проверки ограничения могут быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на покупку или залоод имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (процедуры с активами возможны, но с примирения фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, третьей — автотранспорт, ликвидные бумаги и «присмотры интерьера личных помещений» (очевидно, располагает в виду посуда — но и нередко встречающиеся на балансах присмотры искусства), пятый — прочие активы, за исключением «готовой продукции, сырья и материалов».

Из предпоследней оговорки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов компаний и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и уничтожению бизнеса, тогда как запрет на вольную покупку недвижимости или ценнейших бумаг действительно позволит фискалам мгновенно удерживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде моментов серьезных претензий ФНС к компании запускается механизм бессистемного «растаскивания» ее бизнеса, в котором соперничают контрагенты (в том числе банки), кредиторы и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС вышеуказанными степенями в положении удерживать тот довольно затратный для госбюджета механизм: сумму выведенных в таких обстановках активов в год в должности оценивают в 170 млрд руб., потери госбюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и полукриминальная скупка активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что абсолютный судебный арест активов в ладонях ФНС можетбыл бы создавать возможности для коррупции внутри службетраницы и для давления на нее, поэтому проектент уточняет, что ограничить права владельца перед межрайонной проверкой можно лишь решением директора фискального органа (инспекции ФНС) с согласия директора или замглавы Федеральной таможенной службетраницы. Ограничения можно снять тремя способами: оказанием ФНС депозитной гарантии на сумму претензий, самостоятельным оказанием в залог бесценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством четвёртого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права benzи и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей гостевой проверки) в интересах пятых лиц печатаются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) обстановке с фискалом в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое личико ,пыталось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под финансовых предписаний для странытраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% финансовых органов—членов организации пить права по обращению взыскания на имущество должника» и действует «приоритет задолженности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет этническое законодательства к общемировым практикам регулирования баланса приватных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, уступает консервативную позицию, считая, что задачу нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин признаёт начальствующие полномочия ФНС достаточными. «Если жрать основание, ФНС обращается в Следственный исполком и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по постановлению трибунала налоговики получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных задач Минфина и ФНС в этом проекте является четкое разграничение «криминальных» и «деловых» фильмов в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у правоохранителей нет уголовных претензий.

Добавить комментарий