Зеленый свет

Мошенники

Какие секреты бизнеса пытается не афишировать совладелец «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes пополняется новыми миллионерами. Один из них – совладелец оптовой сетиотрети «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах планирования ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» продолжает рассказ о самых смекалистых и смекалистых людях России, которые и во время коронавируса не только не потерпели убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая богатая девушка России, замгендиректор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без неудобств для клиентов).

А на восьмом месте в рейтинге Forbes высится Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьи Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетиотретью «Светофор», которая, по оценке информагентства Infoline, стала самой порослевой продовольственной сетиотретью в 2020 году. Выручка фирмы выросла за год до 201 миллиардов рублей — почти на 39%. В Европе сетитраница «Светофор» функционирует под брендом Mere. В мире числится более 2200 магазинчиков сети. Казалось бы, что может быть прибыльнее коммерции продуктами питания? Ведь при любых условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни скупщики терпят убытки, а другие вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, узнавая по всему, является Валентина Шнайдер, которая чаще всего упоминается как хозяин самых мелких половин в уставных капиталах обширных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить фирмочками ей такие же обширные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. Основали «Светофор» племянники Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году сбывается 55 лет, младшему Андрею — 47. Они специализируются бизнесом уже почти 30 лет, и за все те годы не дали ни одного интервью. У корпорации нет даже полуофициального сайта.

В далеком 1993 году сыновья Шнайдеры пришли из наркотического бизнеса. Сначала они займлись дистрибьюцией напитков. Их корпорация «Ленком» закупала в продажу преимущественно продукцию хабаровского завода «Пикра», который делал ликёры для PepsiCo. Один из сооснователей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен был хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и помогло исходатайствовать такого невыгодного партнера. Вейкулайнен и еще один соучредитель «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор работают со Шнайдерами — у них жрать незначительные доли в адвокатских личиках «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал заниматься пивом и другими спиртосодержащими напитками, оброс 12 федеральными филиалами и открыл в Красноярске сетиотреть пивных. По данным Росстата и инфраструктуры СПАРК, в 1999 году прибыль составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким смыслом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно крупнейшие потребители стали заменять внутреннюю логистику собственной. Одна из сотрудниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно ударило расставание с поставщиком пива «Балтика». Юридически «Ленком» продлился до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес был фактически свернут, ,следует из данных инфраструктуры СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры продолжили сооружать «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал деятельную экспансию по России, и за пару годов превратился в региональную сеть. На третий взгляд успех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за критерий тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая свойство промтовара и сервиса. Сервис в супермаркетах минимальный, продукты разложены прямо в коробочках и мешках на стеллажах, поддонах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — бетонная коробка улицей до 1,5 сотен кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: главные позиции показаны одним-двумя производителями, как правило мелких с нераскрученными брендами — доля известных марок в ассортименте в среднем не превышает 10-15%. Закупочная себестоимость при этом должна была быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который влияли Шанйдеры при создании политики «Светофора», в США явлется сетитраницей магазинов для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и качество товара оставляет желать лучшего. В Walmart не ходят те, кто ведет здоровый образ жизни, там нет товаров «органик», в полуфабрикатах традиционно много консервантов, окситоцины и антибиотики также присутствуют. Продукты с истекающим сроком сертификации в Walmart выкупают по залежалым ценам. Как читала пресса еще в 2015 году, госзакупкой продуков с истекающим сроком сертификации.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только сознательным согражданам и бизнесменам. Уровень культурности хозяев «Светофора» мы мерять не станем, заметим только, что искусственное дробление оразмере.подробного бизнеса на малые предприятия с целью фискальной диверсификации не способствует восполнению казны, и уж никак не видетельствует о низкой государственной ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на полусотню ООО в разных регионах. Напомним, непохожим образом организован бизнес другого захолустного ритейлера, покорившего страну: ульяновской сетиотрети «Красное и белое». В 2018 году это к таможенным притензиям со стороны государства. В итоге «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетиотретями «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет заботиться о благоденствии народном. Цель данного бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что граждане России когда-нибудь смогут поедаться качественными и дешёвыми продуктами, миллиардеры начнут честно восполнять казну, и поживём мы все радостно и счастливо. Все, а не только миллиардеры из перечня Forbes.

Добавить комментарий