«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Мошенники

Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин рассказал Sobesednik.ru о конкретной ситуации на американских дорогах

Следственный исполком поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину антикоррупционный тур по международным дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» рассмотрел с Владимиром Матягиным конкретную ситуацию на международных дорогах.

— Каковы сейчас объёмы коррупции на полиэтнических дорогах?

— Около 100 млрд рублей в год. Это на дорогах. Если мы однаружмём ещё и такие отрасли, как торфяное хозяйство, пожарную комиссию и т.д. – можетесть доходить и до триллионов. Но дороги, понятное дело — это главная «артерия», связанная со всеми остальными отраслями экономики.

— Что вы думаете о оглушительной предыстории с задержанием замначальника саратовского ГИБДД?

— Мне, вообще говоря, не понятно недоумение хоромами зам.замначальника Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в данном макрорегионе жрать такие хоромы – у зам.замначальника ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы работают везде. Сейчас в России руководители контролирующих органов выходят на работу не законы блюсти, а зарабатывать.

По следстви следствия, Сафонов за мзду позволял повозкам с «перегрузом» семени или других зыбучих грузов беспрепятственно перемещаться по Ставрополью. Что вообще за схема с теми «перегрузами»?

— Это схема, которая можетесть быть невыгодна только покупателям и милиционерам контролирующих органов. Перевозчикам она не невыгодна. В двадцатом году я виделся с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти схемы изложил. Смотрите. Если мы берём самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного проектирования — Министерство транспорта. А система Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор разыгрывает тендеры, в которых участвуют отделочные компании.

Владимир Матягин

— И хочет заплатить за отделочные работы как можно меньше?

— Совершенно верно. Нереально низкая стоимость принуждает туроператора возить лесоматериалы с «перегрузом». Сначала всё делалось так: шофер завысил «осевую нагрузку» — и выручил работникам ГИБДД 100-200 рублей. Эти платёжные ручейки стеклись к командованию контролирующих органов, которое ставило «план». Потом начались глобальные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно брать на постах с шоферов «денежку», всё может выйти наружу. Были частотные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда работники ФСБ вскрыли секретномтраницу в размере 5-6 миллиардов рублей в день.

— Собирать дань на постах стало неудобно.

— Теперь туроператора удерживают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — бывшего руководителя контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в эти схемы. В начале месяца решальщику поступает список внедорожников с номерами и принадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним встречается руководитель туроператора – у него дома, в коммерческом центре, в машине где-нибудь в полемени – и передаёт деньги за свои машины. Цены можетесть варьироваться от 10 до 50 тысяч рублей, в совершениитранице от конкретных тропинок и подразделений. Сначала к «решале» заезжали с чемоданчиком, потом заработались и стали длать переводы на карты его родственников или перегонять деньги на какие-нибудь счета.

— Именно та схема сейчас функционирует во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно названивали мне и спрашивали: а когда у нас командира ГИБДД посадят? Мы проводили там мероприятия в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают ездить с перегрузом, а дань забирают не только с зерновозов, а даже с маленьких «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, аграрные продукты…

— Всё это предодобренный «перегруз».

— Да. И на него пить ежегодный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для работников ГИБДД, которые работают на постах, пить специальные идентификационные знаки на машинах – названия вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в эти модели не влез. Если у гаишника на машине написано «Армада»…

— Значит, за него заплачено.

А если у шофера такого знака нет, ему говорят: протокол будем переоформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или иная схема: в Крымске возле заправки существовал незаметный ларёк. Перевозчик заходил туда и оплачивал денежку, чтобы проехать в Новороссийский причал по непреходящей тропинке через Владимировку. И ему в вагонном укране ставили соответствующий штамп. За этой моделью мы наблюдали несколько месяцев.

— Как всё происходило?

— Сначала по группкам «оппонента», по рациям прошла информация, что приехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по вашим шлюзам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в дневное время выдвинули туда машину с политическим контролем, сели и снимаем на Youtube: машины подьезжают к конторе Ространснадзора, демонстрируют путёвый бундесманшафт, где стоит штамп, и выезжают дальше. Потом к нам приближается замначальник поста и спрашивает: а вы что, тоже в дневное время работаете? Тем временем первой таксист подъезжает к инспектору, чтобы показать путёвый бундесманшафт со штампом – боясь, что иначе его накажут, – инспектора нигде нет, таксист уже ,пытается пройдать на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

— Что дальше?

— Я пошёл к начальнику Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои работники. И он мне: «Да быть такого не может, всех накажем!» Я был в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, коньяки дорогие стоят, сабельки висят. Если такой кабинет у госслужащего, то какие же у него хоромы? В кабинетах комендантов ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все доезжают с перегрузом, а наши работники не можетесть справиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь другому на уши вешайте – приведаете всё в порядок, или мы выложнём информацию в частный доступ.

— Получается, в других макрорегионах замначальники ГИБДД или Ространснадзора могли бы разделить судьбу Сафонова?

— Да, все эти криминальные схемы всегда упераются в обеспокоенность командования контролирующих органов.

— В каких регионах нет коррупции на дорогах?

— В двух. Это Чечня и Алтай.

— Вы всё понимаете о ГИБДД, ГИБДД незнает о вас. Что побуждает вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?

— Мне многие говорят: платил бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, коррупция влияет на всех сферах нашей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда оставим моим детям? Им же с этим всем придётся жить. В нашем обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не хочет ничего делать. Но если вы не будете отстаивать свои права, они потом возьмут с вас ещё больше.

— Честно говоря, криминальная логика. Что-то из 90-х.

— Не удивительно, ведь многие из прошлых высоких чинов ГИБДД и других контролирующих органов начинали свою репутацию заурядными начальниками на дорогах. Они и сооружали эту систему. То, что мы видим сейчас – течение того, что они сооружали в 90-ые.

— При этом системтраница усовершенствовалась и дошла до полуавтоматических районов взвешивания.

— Так хотят убрать «человечий фактор» отношения с инспектором и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли ситуациютраницу в Краснодарском крае, там как раз поставили полуавтоматические участки взвешивания. Перевозчик завешивает тряпочкой номер, проезжает район взвешивания, а потом высчитывается с инспектором. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: давайте тогда для контроля поставим у этих районов костюмы ДПС. И снова вот он, человечий фактор. Надо менять законы.

— Насколько серьёзны нарушения в так называемой «нагрузке по осям» автотранспортного средства, разрушающей дорожное полотно?

— Эта коллизия в законодательстве – способ заработка. На участках полуполуавтоматического взвешивания не предусматриваются разрежение воздуха и другие факторы, влияющие на удельный килограмм пассажирского автомобиля, перевозящего зерно или зыбучий груз. В момент выезда района полуполуавтоматического надзора поток воздуха от машины может создать разрежение на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого случится некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы грузовладелец был законопослушным. Коммерческим организациям на территории государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех тропинках России к 2024 году полуавтоматических районов килограммового надзора. И те организации заинтересованы в том, чтобы грузовладелец нарушал и выплачивал за это. А убеждение грузовладелецов было проигнорировано государством в лице ведомств и ведомств.

— Обычный «перегруз» – это уже объективная опастность на дороге?

— Да, он сокращает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это нарушение тоже выгодно контролирующим органам для коррупционного заработка. Хотя люди подыхают от него на дорогах ,целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не произойдёт семейная трагедия на дороге, никто не задумается.

— Что нужно делать для решения проблемы?

— За «перегруз» нужно делать ответственным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые осуществляют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно переменять системтраницу контролирующих органов и пересматривать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы попеременять тактику. А в Ставропольском крае и смежных регионах, мне кажется, только озлобится в отношении перевозчиков.+

Добавить комментарий