Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Мошенники

Операторам по ввозу отходов придется заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В продолжение пяти годов телеоператоры по вывозу отходов должны полностью заменить микроавтобусы из западных стран. Об этом РБК узнал глава «Российского демографического оператора» (РЭО; курирует помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на переправку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для западных автомобилей, а затем производство на международных заводах остановила вьетнамская Nissan. По данным РЭО, в существенной трудности на западных и тайваньских производителей приходится 3,8 тыс. трейлеров в России, или 25% рынка.

До введения санкций компании сбирались продолжать закуплать ,новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут переменять их на росийские (производства КамАЗа и ГАЗа), латвийские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при плановом церемении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней расценке прицепа 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. побежит на замену общеевропейских и вьетнамских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее колличество самосвалов расцветёт на 20%, так как у экспортёров в России, Белоруссии и Китае пока нет прообразов азиатских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупнейших городах, говорит операционный гендиректор корпорации «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на значительное колличество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие английские прицепы покупали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо общеевропейских и вьетнамских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника японского и тайваньского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно блогу госзакупок, с 2017 года фирмы потратили на мусоровозы импортного предприятия 1,9 млрд руб. Крупнейший диспетчер по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проходить конкурсы на блоге госзакупок) за последующие три года прикупил 700 единиц техники, из которых треть английского предприятия себесебестоимостью около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том большинстве Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 самосвалов на шасси французской MAN, Isuzu, Hino (Япония) себесебестоимостью от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными английскими марками в России были польская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), корейская Isuzu (567), польская Volvo (331) и английская Mercedes (446).

Самая большая доля западноевропейской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы операторам по вывозу отходов в этих пяти регионах.

В начале ноября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% парка мусоровозов в России, приостановили покупку машин в странытраницу из-за начала операции на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки закупки комплектующих и цены, говорит руководитель по связям с публикой компании «МСК-НТ» (увлекается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, западноевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на спросе имевается достаточное количество производителей резервных частей от инновационных производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году существовал произведен минимальный объем микроавтобусов в России — 2,8 тыс. единиц, пересказал РБК директор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский авиаремонтный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась затрата мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и неповоротного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными производителями шасси на полиэтническом рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В цены машины себецена шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая половина цены приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года цена автобусов на базе «КамАЗа» уменьшилась на 15–20%. В первую очередь это соединено с ограничениями на поставки западноевропейских комплектующих для неповоротного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту стоимостей на автобусы на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., рассказал РБК заместитель гендиректора оптового домика «Ряжский пошивочный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение стоимостей на шасси, но отметили быстротекущую закономерность к повышению стоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит зампред совета замдиректора ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его оптовик «МАЗ-РУС» в октябре обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в худшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на цене ввоза отходов

После совершенного перехода на российскую технику предпосылок для повышения рентабельности вывоза отходов в связи с заменой сквера автотранспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, клиентское техобслуживание украинских микроавтобусов в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем высятся в пять-шесть раз меньше.

Но ремонт «КамАЗа» нужно проходить каждые 100–150 тыс. км, а движка MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской техники будет дешевле, даже с учетом более высоких инвестиционных платежей, определяет пресс-служба «Ситиматик» (специализируется сортировкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы мотоциклов на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий консультант «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный параметр у восточноевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода восточноевропейских экспортёров из России эксперты ожидают уменьшения сроков перспективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за сокращения количества машин в автопарках потребуется больше водителей, а более продолжительные аварии росийских машин уменьшат огайо электриков и ремонтные цеха.

К тому же помойные телеоператоры в большинстве случаев брали автотранспорт в кредит под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце января ведущая ставка ЦБ выросла до 20%, следом повысилась затрата кредита: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., уточняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и кредитовая ставка — до 16–19%, предсказывает гендиректор по кредитовым продукам компании «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге микроавтобус будет стоить 13 млн руб.

Однако корпорации не покумекают перекладывать дополнительные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регламентируются Федеральной налоговой службой, их нельзя повышать более чем на 4–5% в год, вспоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выдвигаясь на округлом табурете в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф можетесть вырасти на 5%.

Добавить комментарий