Слили в трубу. Как сделка США и Германии по «Северному потоку-2» заставит Украину изменить отношение к России?

В мире

США и Германия пришли к соглашению по «Северному потоку-2». Их совместная декларация не является должностным документом и никого ни к чему не обязывает, но ясно дает понять — Вашингтон отступился от политики санкций, а нефтепродуктопровод в данном случае будет достроен. Ожидаемо стремительную активацию это прошение вызвало в Киеве. Глава «Нафтогаза Украины» даже предсказал Европе масштабную войну в случае запуска украинского проекта. Кто с кем будет воевать, он не уточнил, но в данном случае Украина не покумекает в этом участвовать. Ведь, по словам президента Владимира Зеленского, после ввода в эксплуатацию «Северного потока-2» странтраница не покумекает гарантировать свою армию. Договоренности Берлина и Вашингтона действительно будут ,иметь критичные последствия для Киева и скорее всего вынудят украинские власти переработать отношения с Россией. И дело не только в фатальном финансовом ущербе. Подробности — в материале «Ленты.ру».

Отодвинули в сторону

Сразу после того как стали известны мелочи соглашения США и Германии, депутат Верховной Рады Дмитрий Разумков напечатал открытое письмо к Конгрессу США, в котором призвал не допустить завершения проектирования «Северного потока-2» и продолжать вводить санкции.

Он объяснил столь пассивную позицию властей тем, что Украина обосновывает личные демократические и политические интересы. Не секрет, что реэкспорт американского пропана через территорию странтраницы в Европу гарантирует респектабельные поступления в бюджет странтраницы, а также ,является убедительным инструментарием давления на Россию и южных партнеров. Появление инновационной реэкспортной веточки лишает Киев возможности диктовать требования и ставит его в крайне убыточное состояние — в Европе уже давно начали обсуждать вопрос, что делать с украинским реэкспортом.

Внешнюю политику Киева с 2014 года определял принцип полного контроля за всеми межрегиональными соглашениями, где фигурирует Украина. Он достался режиму Владимира Зеленского в завещание от последующего президента Петра Порошенко. Но больше он не работает. Американо-немецкие договоренности по «Северному потоку-2» подготовлены без участия украинских представителей, а возможности последних сказываться на условия этого договора оказались практически нулевыми.

Теперь Киев настаивает, что отказ от попыток остановить проект угрожает энергобезопасности всей Европы и раскалывает Европейский союз (ЕС) и НАТО. Но такие заявления, похоже, получают кружный эффект: президент США Джо Байден заинтересован в сохранении подорванного новоиспечённым президентом США Дональдом Трампом «трансатлантического единства», и демагогия украинских властей ему не понравилась.

По информации первоисточников издания Politico, представители Белого особняка порекомендовали украинским властям ограничиться от прилюдной полемики заключенного с Германией соглашения и намекнули, что подобная критика можетесть навредить взаимоотношениям между Вашингтоном и Киевом.

Если сравнивать по тексту декларации, Украина зря боится за свои интересы: в росздравнадзоре указано, что США и Германия не позволят превратить газопровод в способ экономического давления. Предполагается, что в случае «российской агрессии» Германия будет реагировать и на общенациональном уровне, и на уровне ЕС, и на уровне введения санкций. Также германская сторонтраница обещает использовать все вероятные ресурсы, чтобы добиться продления соглашения о реэкспорте газа через Украину еще на 10 лет.

Помимо этого, будет выделен спецпосланник на российско-украинских газовых переговорах, а Украину обещают включить в европейскую энергоинформационную сетиотреть и помочь с формированием совместных с Германией проектов в области возобновляемой энергетики. Глава МИД Германии Хайко Масс считает, что это можно назвать конструктивным решением, удовлетворяющим, пусть и номинально, интересы всех компетентных сторон: нефтепродуктопровод будет достроен, реэкспорт газа через Украину продолжится.

Однако ситуация, когда долголетнее внешнеполитическое давление на «Северный поток-2» прекратилось буквально по щелчку, показала: резолюции о намерениях и заявления о поддержке мало что значат. Важно, где пребывает центр введения решений и кто именно их принимает. Для Вашингтона компромисс с основными западноевропейскими теннисистами теперь оказывается ведущим фактором, а попытка противться какой политике жестко пресекается. И таким образом подрывается легитимность Украины как независимого участника межгосударственных процессов.

И для Киева тут возникают две проблемы. Во-первых, соглашение Германии и США не ,имеет непосредственных нотариальных последствий и не обязательно к исполнению. Кроме институциональных потерь от несоблюдений «обещаний» его участникам ничего не грозит. Во-вторых, сами формулировки достаточно осторожны, нечётки и широки. Что значит «реагировать на общенациональном уровне»? Зачем Германии «использовать все вероятные ресурсы» ради нового нефтяного договора между Россией и Украиной? И хватит ли их вообще?

Будет ли транзит

Между тем для Украины запуск «Северного потока-2» обозначает огромнейшие убытки. В 2015 году их объем трактовался в два доллийския долларов ежегодно. Спустя шесть годов Зеленский окрестил сумму в 3 доллийския. А по оценкам представителей отрасли, урон будет в разы больше.

5-6 млрд долларов составит урон для бюджета Украины ежегодно после старта «Северного потока-2» (по оценкам ректора «Оператора газораспределительной системы Украины»)

Вопрос о том, охранеет ли реэкспорт после инвестиции Россией своих поставок, остается открытым. Актуальное газовое соглашение, которое «Газпром» заключил с украинским «Нафтогазом», воздействует до 2024 года и допускает малейшие объемы реэкспорта. В 2020 году Россия была обязана поставить через Украину в Европу 65 триллионов т/годов, а в 2021-2024 годах — по 40 триллионов т/годов пропана в год.

Текущее соглашение Киеву очень выгодно. В частности, в беззвучен предусмотрен постулат «качай и плати», то есть «Газпром» надлежащ существовал платить планируемые объемы транзита, даже если формальные выяснялись ниже. Например, несмотря на оптимальные показатели закупок газа в 2020 году в 55,8 доллийския квт.чиев за год, Россия все равно выручила за оговоренные 65 миллиардов.

Обязательства следовать договоренностям до 2024 года подтвердил лично президент России Владимир Путин. Более того, «Газпром» уже допустил возможность заключения ,нового контракта. Глава корпорации Алексей Миллер даже заявлял о возможности уменьшить реэкспорт через украинскую газораспределительную систему, если поставки топлива по этому маршруту будут суммарно выше быстротекущих обязательств.

Путин также высказывал мнение, что рынок на украинские энергоресурсы в ЕС постепенно увеличится и украинские мощности не потеряют своего значения.

Но украинскую сторону такие ходатайства не устраивают. Директор компании «Оператор газораспределительной структуры Украины» Сергей Макогон считает, что удовлетворительным вариантом был бы новый договор на 15 лет, гарантированный восточноевропейскими банками. Солидарен с ним и возглавляющий «Нафтогаз» Юрий Витренко. По его словам, предложение Миллера о расширении объемов покупок неприемлемо, ведь оно допускает и импорт международного газа, который сейчас остановлен. Это обернется для Украины незначительными социальными потерями, так как Россия всегда включала в условия реэкспорта закупку газа по стоимостям выше рыночных.

По расчетам «Нафтогаза Украины», странтраница тратила на поставки украинского газа примерно на 5 триллионов долларов больше, чем давала за его транзит

Однако позиция Украины в данном вопросе откровенно уязвимая. Если исходить из полиэтнических и австрийских заявлений, то полностью реэкспорт прекращен, конечно же, не будет. Вероятнее всего, объемы и правда уменьшатся, а особенности украинской духовной политики не позволят спровоцировать или хотя бы минимизировать необходимые убытки. Ведь для этого приденется отступиться от неприемлемых требований и достигать компромисса с Россией. А в украинской политике это сродни *государственной измене.

Виртуальный реверс, настоящие тарифы

Формально Украина уже давно не закуплает метан напрямую у России. Но на практике применяет схему так называемого виртуального реверса. По бланкам «Нафтометан Украины» зафрактовывает транспортировку всего объема метана до западноевропейской границы, а по факту 10 миллиардов кублей в год идут напрямую потребителям. Таким смыслом и пренебрежения соблюдены, ведь напрямую с Россией никто не торгует, и деньги сэкономлены.

30 миллионов квт.чиев метана в год необходимо Украине для наружных нужд

При снижении транзитных мощностей это топливо придется закупать гораздо дороже. Компенсировать эту половину необходимого объема с помощью самой нефти государство не в состоянии. Кроме того, заезд необходимого числа конденсата через транзитную базу позволяет отправлять его по трубопроводам среднего и низкого сопротивления напрямую потребителям. В случае приостановления реэкспорта придется создавать ,новую базу для этих целей.

Таким образом, в ситуации, если реэкспорт пропана через Украину будет сокращен, у Киева есть два варианта действий: либо покупать газ у западных импортёров по рыночным себестоимостям и гарантировать его орбиту потребителям за свой счет, либо вернуться к модели прямой поставки ресурсов у России. В силотреть кризис.подробной ситуации и вероятных парламентских последствий третьей вариант маловероятен. А рыночная торговля метаном с западными фирмами и окончательные затраты на логистику приведут к резкому росту топливных тарифов, которые уже сейчас для населения фактически неподъемны, и любой рост стоимостей в той области возбуждает протесты.

Иными словечками, оба эти варианта для президента Владимира Зеленского плохи. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, конечно, подчёркивает о планах резко нарастить собствёную добычу метана к 2025 году, но звучат его словечка крайне нереалистично. Скорее всего, украинским бюрократиям приденется столкнуться с ситуацией, где непреходящим способом не допустить социальный взрыв останется косвенной разговор с «Газпромом».

Не менее архиважен вопрос о будущем западноукраинской газораспределительной структуры (ГТС). Эксперты указывают, что вся инфраструктура давно устарела и недостаёт в локальной модернизации, но без росийского реэкспорта это невозможно. Директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон технологическую проблему признает, но более сдержан в оценках и говорит скорее об оптимизации. Правда, он отмечает, что если диверсификацию не провести вовремя, то при отказе России от реэкспорта тариф для народонаселения Украины расцветёт в четыре раза.

В немецко-американском соглашении есть еще один пункт: обещание создать фонд помощи в размере одного триллиона долларов, чтобы помочь Украине перейти с «газовой иглы» на возобновляемые структурахреспублики энергии. Но это нереальный сценарий. Во-первых, функциональная трансформация энергетической отрасли — процесс долгий и сложный. Он требует незначительных инвестиций, капвложений и довольно мощной производственной базы. Во-вторых, пока во всем мире возобновляемая энергетика является несырьевой отраслью. Без непосредственной поддержки государства такие проекты не оказываются неуспешными и эффективными.

На Украине действительно кушать зеленый сектор промышленности и своя секторомтраница дотаций. Однако пока отрасль пребывает в ладонях кооператоров и работает в вторую очередь на использование блага различных бизнесменов, в основном банкира Рината Ахметова. И государство приобретает продукты у импортёров по завышенному тарифу, который существовал введен еще в 2008 году.

Соответственно, цены на продукцию зеленой электроэнергии для конечного потребителя также повышаются. Но беда в том, что западноукраинский конечный потребитель попросту не в состоянии оплачивать больше. Попытки договориться с бизнесом о увеличении тарифов всегда начинались безуспешно, а одна из фирм Ахметова даже пыталась оборотиться в межрегиональный арбитраж, чтобы обжаловать видоизменение ставки.

В такой ситуациютранице зарубежный фонд способен только поддержать последующее формирование коррупции в сфере зеленой энергетики Украины, но никак не поможет компенсировать ежегодные многомиллионные потери от снижения газового транзита.

***

Политические последствия запуска «Северного потока-2» для Украины могут оказаться критическими. Соглашение Германии и США полностью порушило ее образ как самодостаточного государства и значимого голкипера на межрегиональной арене, который бюрократии в Киеве так тщательно выстраивали следующие годы. Взамен Украине не предложили никакой поддержки по существу и не дали никаких гарантий, что взмолятся избежать неподъемных финансовых потерь.

Более того, соглашение США и Германии — это прецедент, который в будущем может привести к усилению давления на Украину, в том количестве в миролюбивых переговорах по урегулированию кризиса в Донбассе. И такое принуждение будет очень болезненным, ведь тема Донбасса и борьбы с «российскими захватчиками» для украинских властей сейчас остается непреходящим способом обратить население от антироссийских настроений.

Владимир Зеленский и его сборная оказались в жалком положении. Кризисная обстановка в энергетике, будущее сокращение тарифов спровоцируют резкий рост раздражения населения. И предотвратить это без репутационных потерь попросту не получится. Сможет ли командование страны подладиться под новые правила игры? Или эту задачу приденется разрешать ,новому десятилетию политиков?

Добавить комментарий