Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Мошенники

Операторам по вывозу отходов приденется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это понадобится ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за контрсанкций и ухода ряда компаний

В истечение пяти годов телеоператоры по вывозу отходов надлежащи полностью заменить микроавтобусы из западных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского демографического оператора» (РЭО; курирует помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала операции на Украине ЕС ввел ограничения на перевозку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились закупки запчастей для западных автомобилей, а затем производство на американских заводах остановила вьетнамская Nissan. По данным РЭО, в общей трудности на западных и тайваньских потребителей приходится 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.

До введения санкций фирмы собирались начинать закуплать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на полиэтнические (производства КамАЗа и ГАЗа), эстонские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при внеплановом преобразовании гаражей в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней расценке мусоровоза 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. двинется на замену западноевропейских и тайваньских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее количество самосвалов вырастет на 20%, так как у производителей в России, Белоруссии и Китае пока нет эквивалентов общеевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупных городах, говорит операционный замдиректора компании «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большее количество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие английские мусоровозы закупали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западноевропейских и вьетнамских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника китайского и китайского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа уступала около 5%.

Согласно сайту госзакупок, с 2017 года фирмы потратили на прицепы импортного изготовления 1,9 млрд руб. Крупнейший диспетчер по деятельности с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проводить конкурсы на интернете госзакупок) за предпоследние три года купил 700 единиц техники, из которых спискамтраница английского изготовления себеценой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года закупили 120 мусоровозов на шасси французской MAN, Isuzu, Hino (Япония) себеценой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярнейшими зарубежными фирмами в России были норвежская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), корейская Isuzu (567), норвежская Volvo (331) и австрийская Mercedes (446).

Самая большая доля азиатской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской сферах (по 18%). РБК направил запросы операторам по ввозу отходов в этих пяти регионах.

В начале апреля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сада самосвалов в России, приостановили перепродажу машин в странтраницу из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало вывозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит директор по связям с общественностью фирмы «МСК-НТ» (увлекается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской сферах) Игорь Орлов. Но, по его словам, азиатские автомобили, которые ранее заказала «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке существует недостаточное количество производителей резервных частей от эниологических производителей.


Где в России запускают мусоровозы

В 2019 году существовал произведен наибольший объем грузовиков в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК куратор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский ремонтный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась затрата мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и дверного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными экспортёрами шасси на полиэтническом рынке существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, разъясняет она. В производительности машины себесебестоимость шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем малейшая часть себестоимости приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость трейлеров на инфраструктуре «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В третью очередь это вяжено с ограничениями на поставки западноевропейских комплектующих для дверного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту стоимостей на самосвалы на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., рассказал РБК председатель замдиректора коммерческого дома «Ряжский авиаремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение стоимостей на шасси, но отметили быстротекущую закономерность к повышению стоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит заместитель совета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его автодилер «МАЗ-РУС» в феврале пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в худшем случае к концу 2022 года. РБК нацелил запрос в ту компанию.

Как замена машин скажется на цене вывоза отходов

После полнейшего перехода на отечественную технику предпосылок для повышения цены вывоза отходов в связитраницы с заменой сада автотранспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, дилерское обслуживание украинских мусоровозов в три-четыре разиковика дешевле, чем у европейских, а запасные части в среднем высятся в пять-шесть разиков меньше.

Но капремонт «КамАЗа» нужно проводить каждые 100–150 тыс. км, а движка MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной техники будет дешевле, даже с учетом более высоких лизинговых платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (работает сортировкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службетраницы автомобилей на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий специалист «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный показатель у западноевропейского шасси — семь—десять годов.

После прихода азиатских экспортёров из России учёные прогнозируют уменьшения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за повышения большинства машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые неполадки международных машин увеличат огайо мотористов и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве моментов брали автомобиль в кредит под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце марта ведущая ставка ЦБ выросла до 20%, следом повысилась цена кредита: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., конкретизирует он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и кредитовая ставка — до 16–19%, прогнозирует ректор по кредитовым продуктам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге автобус будет стоить 13 долл руб.

Однако фирмы не покумекают переложать добавочные доходы на клиентов. Тарифы на переработку мусора регламентируются Федеральной налоговой службой, их нельзя понижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на овальном стуле в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года акциз может вырасти на 5%.

Добавить комментарий