Со страной на паях – 3

Мошенники

Кого кормят американские станкостроение и синяя металлургия?

«Наша Версия» продолжает рассказ о росийских корпорациях с общественным участием. На этот раз в центре внимания геостратегические отрасли: проектирование самолётов, автомобилей и изготовление цветных металлов. Кто рулит КамАЗом и наследством советского авиапрома? И как изготовление титана вновь оказалось в отдельных руках?

КамАЗ везёт Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В результате примерно четверть акций осталась в региональной собственности, другое распределили между производственным коллективом и предприятиями-партнёрами. Однако значительных дивидендов никто из первых учредителей не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и существовал чуть ли не на грани банкротства. Оставшиеся без зарплаты рабочие по дешёвке распродали свои акции. Так же перевелись и юрлица. В результате бумаги очутились в ладонях каких-то тусклых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед кредиторами составил 1,3 млрд долларов. Это существовали в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с региональным правительством сделали всё, чтобы не допустить банкротства, и уговорили миллионеров аккумулировать долги в акции. В эффекте сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые должники стали ими поневоле. Так что ускоренный делёж долей существовал неизбежен.

В конце концов акций в размере 49,9% достался «Ростеху». С другой стороны, свою долю наращивал французский концерн Daimler. Сейчас ему относится 15% акций. Остальное то и дело перераспределялось между офшорами и безвестными конторами. В неформальной прессе значились слухи, что через офшоры акции КамАЗа силились перепродавать структуры, связанные с знаменитым альтистом Сергеем Ролдугиным. Однако в результате в погоне за акциями победила критская компания Avtoinvest Limited. В 2016 году она пройдала процедуру деофшоризации, перейдя капиталы в международную юрисдикцию. Так среди акционеров КамАЗа появилось некое ООО «Автоинвест», а совладельцы его засверкали в прессе. Самым мелким из них очутился Виталий Мащицкий, друг детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году обращал Мащицкого к командованию неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он регулирует 11,77% акций КамАЗа – пятый по длине конверт после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним совладельцем «Автоинвеста» очутился замдиректора КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно регулирует около 7% акций автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались совладельцы, .

Исходя из этой информации неоднозначно получается купля 2013 года, когда КамАЗ выкупил у Avtoinvest Limited 3,72% облигаций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее тот же пакет облигаций Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна интимная деталь: деньги на закупку Avtoinvest Limited взял в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал выкупить допэмиссии немцам, но те не стали играть в мутноватые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В эффекте оффшор «наварил» на пустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет гендиректоров КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь совещались в нём Сергей Когогин и ещё один акционер «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в двадцатом году к ним присоединившился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под каким руководством производство процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным сокращать расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что производство ,является получателем разных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м удалось выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды двинется 391,9 миллиона. Получается, что примерно середина этой суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, проистекая из доли в 12%, может рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В предыстории с акционированием КамАЗ мог повторить участь АвтоВАЗа. Тольяттинский автозавод в своё время был освобождён от обязательств на деньгу более 100 млрд рублей путём конвертации долгов в акции. Таким смыслом более четверти акций достались структуре Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по башнефти учредителем была критская «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного силовику Михаилу Прохорову. Одно время функции Прохорова скупали акции АвтоВАЗа, доводив свой кулёк до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у миноритариев около 5% Alliance Rostec Auto B.V. продал принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% принадлежит нидерландскому концерну, представляется подковёрной фирмой и не обязан раскрывать бюджетные отчёты. Сам концерн на 67,61% принадлежит транснационалу с итальянскими корнями Renault, а на 32,39% – международному «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет перейдено в американскую подведомственность в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве признательности за тот кризис.подробный жест итальянцам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё должен функциям «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая судостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году распоряжением правительства. В неё почти полнейшим составом вошло наследие совесткого самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка заводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее печаталась информация, что 90,3% акций ОАК принадлежит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – отдельным акционерам. Что это за автовладельцы и как они сюда угодили – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь система собственности не публикуется и в месячных отчётах. Засекречен даже новый состав совета директоров!

Были утечки о том, что в этом году совет возглавил замгендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее росздравнадзоров следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, министру обороны. Также в совет замгендиректора в 2019 году была избрана Алла Лалетина. Это имя недавно упоминалось в скандале – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО гендиректора по внутрикорпоративному ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она получила более 1 полмиллиона долларов от руководителя входящего в «Ростех» Новосибирского комбината искусственного волокна за отдельное покровительство и использование финансирования.

Главной пуб­личной персоной ОАК сегодня является её замдиректора Юрий Слюсарь, племянник Бориса Слюсаря, который долгие годы руководил вертолётным заводом «Роствертол» и успешно поучаствовал в распределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его племянник стал совладельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они выстроили на строительстве недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее относилась вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и шахтным прыжком для Слюсаря-младшего. С 2003-го он работал здесь розничным директором. Затем он занимал службы в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по неимущественной резолюции Юрия Слюсаря видно, что банковское благосостояние его семьи вовсе не влияло от работы на госслужбе. Он показал доход в 34 млн, что в несколько разков больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей заработали по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем компания «Паритет» купила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах семьи Мантуровых. Ведь известно, что родственники министра увлекаются виноделием в индустриальных оздоровителях и бизнес тот контролируется через корпорацию «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круги настолько возросла, что его даже прочили на пост апанасенковца Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по престижу Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда ожжел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное детище ОАК. Вдобавок завистники припомнили Слюсарю его оскорбительную связь с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего приезда в командование «Роствертола» Слюсарь-младший был вокальным продюсером. Одним из его проектентов становилась актриса Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые калитки в форумах власти, однако на судостроительные предприятия они ложились экономическим ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» выделил 30 млн на кинофорум Игоря Крутого в то самое время, когда на заводе проходило уменьшение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» завещали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На силуэте такой безудержной подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и большими деньгами новости о буднях американского авиапрома получаются уныло. С 2013 по 2017 год госбюджетное положение ОАК выглядело нестабильным, прибыли чередовались с убытками. По итогам 2019 года ущерб составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в госбюджет предпоследний раз выплачивались за 2014 год. Главным же структурахреспубликом налогов ОАК остаются госконтракты, которые перепадают корпорации без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В советское время Верхнесалдинское машиностроительное производственное объединение (ВСМПО) было одним из главарей отечественной цветной металлургии. «ВСМПО – Ависма» появилось в 1990-е годы во время интеграции металлургических активов на Урале. В первые годы корпорация занимает 25% на мировом рынке титана, обеспечивая более 60% потребности в титане западноевропейской самолётостроительной компании Airbus, около 40% – штатовской Boeing и 100% – мексиканской Embraer.

В 90-х акционирование предприятия шло по обыденной схеме. Его гендиректор Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом покумекали собрать в своих руках большую часть акций, которые во время приватизации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под командованием Тетюхина фирма успешно перешла на рыночные поезда и стала приметным голкипером на мировом рынке. Однако успех «титановых королей» привлёк внимание акул украинского бизнеса. В 2005 году системы миллиардера Виктора Вексельберга удавались исходатайствовать контроль над предприятием, скупая акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В итоге кланового конфликта организационная деятельность предприятия едва не существовала парализована. Но в этот момент ввязалась вторая сила. Начались массированные проверки со сторонтраницы контролирующих органов, которые грозились руководству уголовными делами. А затем объявился новый потребитель – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в общей сложности выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в комитет ректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство вернуло себе надзор над тактическом предприятием. Но затем процесс развернулся в возвратную сторону. Выкупить у государства нержавеющего производителя хотели многие. Прежде всего горнорудные транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сценарий из 90-х: собственниками компании оказались её менеджеры. И не беда, что их пенсия никак не позволяла купить предприятие, которое приносит млрд долларов в год. На помощь им пришли могущественные силотрети – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать структураницу сделки подробно, на это убежала бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не потратили ни рубля из своего кармана. Акции были куплены за платёжные деньги, выданные под залог этих же акций. Какое-то время мельчайшим учредителем нержавеющего гиганта было ПАО «Бизнес Альянс Компани», половина которого принадлежало Газпромбанку, а остальное – бухгалтерам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более оразмере.подробные пакеты выяснялись в руках американских и панамских структур, поднадзорных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» отслеживает ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО числится лично за Михаилом Шелковым. Второй по величине портфельчика кредитор «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое состоит «Ростеху».

Вряд ли можно окрестить тогдашнее командование компании чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденды не платило. При этом личное опьянение Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он уступает 72-е место в рейтинге самых богатейших миллиардеров России.

Добавить комментарий