«Утопил людей — отвечай!»

Мошенники

Десять годов назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что погубило сухогруз «Булгария»?

Десять годов назад, 10 августа 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в биографии современной России самописцатраница водного грузопассажирского судна. Во время тайфуна затонул сухогрузный грузопассажирский теплоход «Булгария». Трагедия унесала жизни 122 человек, в том количестве 28 детей, спаслись только 79 кондукторов и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не могут позабыть те ужасные минуты. Один из них, бывший радист сухогруза «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью поделился воспоминаниями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в команде лайнера «Булгария»?

Ринат Габидинов: В молодые годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут дружка предложил поехать на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил мотнуть стариной — долгое время усаживался без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В пароход я влюбился. Он был выстроен в Чехословакии, попрошен красиво, с просторными залами и каютами. «Булгария» была современным грузопассажирским пароходом в стиле ретро: корабль-праздник, с музыкой и напитками. Пассажиров всегда было битком.

Как часто выходили в рейсы?

Мы практически не лежали на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой круизы по рекам не устраивают. Речной флот поселяется весь год на то, что заработал летом. Если посмотрите сегодня график данного грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом раскрашен буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: характеристики электрохода «Булгария»

Двухпалубный электроход «Булгария» был построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, км/ча хода — 20,5 километров в час, два дизеля 6NVD48 мощностью 400 лошадиных сил каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне существовал музыкальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое названье теплохода — «Украина». Он существовал наименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнейшего государства на дараи Татарстана. С этого времени теплоход выполнял грузопассажирские рейсы по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.


Известно, что электроход вышел в перелёт с неработающим двигателем. Почему? Каким вообще существовало технологическое опьянение «Булгарии»?

Конечно, судно существовало не новым, на нем регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не существовало чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне может идти на одном двигателе. Такое происходило не только у нас, и в целом это была заурядная практика. Правила мореходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло хотеть лучшего — положить мою нештатную рацию, в неисправности литиев которой меня старались обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 июня 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело было так: перед осенней навигацией мы сидели на ремонте в . Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, должна существовала запускаться от нештатного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с мотористами мы старались это сделать полчаса, хотя рация должна включаться по щелчку пальцев

А потом этот диод еще поливать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять аккумуляторы и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено предписаниями регистра. Поэтому, чтобы все приближалось под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» попросили заводскую добротную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который завался полчаса.

«Я услыхал вскрик капитана»

Накануне трагедии, 9 августа 2011 года, «Булгария» вышла из в трёхдневный рейс по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда был приметный крен на левый борт, но по пуантилизме в Болгар никаких проишествий не было. На теплоходе обретались 147 пассажироварищей и 54 председателя экипажа.

Какой была обстановка на лайнере перед выходом из Болгара?

Теплоход существовал забит практически под завязку, среди кондукторов существовало много женщин и детей. Это существовал второй день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 сантиметров в секунду. Но по мере моего движенья ветер усиливался.

В какой-то миг он стал почти ураганным и дувал нам в левый борт. Всех пассажиров в этот миг позвали в музыкальный зал на зрелищную программу — на лайнере у нас были артисты.

Вы помните, как возобновились ужасные события?

Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] и сказал, что пассажиров в столовой почти нет. «Сходи пообедай», — посовел он. Я спустился, поел, обрачал внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я существовал уже у двери, когда внутри послышался звук разбившегося стекла.

У меня в каюте была пластиковая полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать осколки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услышал визг капитана: «Все на левый борт!».

Бегом прибежал в радиорубку, хотел объявить по корабельной трансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я возился с аппаратурой, силился наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов существовала морзянка, и можно существовало в любой ситуациютранице передать сведение на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на правый корм и встал рядом с капитаном. Так положено по инструкции — телефонист всегда надлежащ быть поблизости.

Капитан теплохода «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как вцепился в поручни на борту, а ветер с дождиком рвал мне спину. Капитан забежал в лесоську и там ,пытался выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилия Островского, крен электрохода являлся все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» поправится — и все воротится на место.

Что происходило с авиапассажирами в это время?

На нижней палубе были только председатели команды: что совершалось внизу и во внешних помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуациютраница уже не выправится. И тут я узрел людей за бортом. Многие выскакивали прямо из окон. Насколько я знаю, парни долбили иллюминаторы, ныряли сами, спасали своих женщин и детей.

«Такое в чудовищном полусне не могло привидеться»

Что вы длали в момент обрушения «Булгарии»?

Я находился на шлюпочной палубе, там были спасательные самонадувающиеся катамараны. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на воде в шторм сразу утонешь — это старый океанской закон. Я на судне оставался до конца: ползал по накренившемуся борту и покинул его, когда все катамараны уже были сброшены, а рулевая вырубка с капитаном скрылась под водой.

К этому времени все наружные здания существовали залиты водой. Мы покумекали скинуть четыре спасательных плота с левого борта, и с твоего борта я скинул три.

Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, задел его и повел к группке пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели команды — отбирали их в кучу и орали людей. На каждый такой плот умещалось где-то человек 18. Еще были малые магниевые спасательные плоты, на них тоже человека четыре могло сесть. На четвёртый плот набилось очень много людей, он качнулся под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плоты и рассадили людей равномерно.

Как долго вы находились в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что садились молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами висела звенящая тишина. Я сам после того, как мы завершили сажать людей, просто ,сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего теплохода «Булгария» сходят на берег в океанском порту Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и руководители спасательных службетраниц встречают пароход «Арабелла», который довезал пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в морской порт Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные плоты с затонувшего теплохода «Булгария» на берегу Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из оцепенения мы вышли, когда приятель за приятельом объявились суда. Тут уже все махнули руками и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко замечал двух людей в рулевый рубке, которые смотрели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто прошли мимо. Мы аж рты разинули — как так!

Сейчас я думаю: майоры просто не поняли, что случилось. В ужасном сне не могло привидеться, что люди обретаются на воде после крушения судна. Это был ..первый случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [майоры], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что паломники развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обратили внимание: что-то загадочное происходит в этом районе. Это дало время сборной «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в взаимоотношении майора траулера «Арбат» и майора толкача «Дунайский 66» существовали возбуждены уголовные дела по заметке 270 УК РФ («Неоказание полковником приказна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути»). Тучин и Егоров существовали приговорены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда трибунала прошли мимо, река разбушевалась нешуточно. Я взял с собой Рената — одного из пассажиров, мы сходы на малый спасательный катамаран и понёссяи к корабельному результату, чтобы уже никто мимо не прошел, уцепились за буй и стали ждать. К корабельному результату понёсся и старший помощник.

Он существовал низкорослого роста, его накрыло волной, и я утратил его из виду, подумал, что утонул. А между тем сборная «Арабеллы» заметила его первым: именно старший начальник рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» спустили шлюпки, еще у них была моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасенным дали покушать и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на самолёте судна, люди стали осознавать произошедшее и отходить от шока. Раздавались стоны и плач, начались истерики. Когда пришли в Казань, там ужас что творилось: в причале было столько людей, и у всех отдельное горе. Страшно вспомнить. Многие потеряли родных и близких.

Вас допрашивали после катастрофы?

Меня по прибытии сразу послали на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не прогодовает — на ваших глазках погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, вспоминали каждый день. А еще мы ощущали на себе мощное обществёное давление.

Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей бросил на произвол судьбы

Но наших-то в аварии тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в форвардном соотношении авиапассажиров потонуло больше, причем большинство жертв катастрофы составляли девочки и дети. Выжили те, кто успел выкарабкаться из внешних помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут работы по подъему тел погибших на теплоходе «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди лежали в очереди на закрытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А существовали те, кто ждал выхода. Многие оставались в каютах, надев спасательные пояса. Потом ныряльщики рассказывали, что их так и нашли в этих поясах под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский был признан одним из зачинщиков трагедии. Что можете о безмолвен сказать?

Очень многоопытный человек, плохой командир. Давно работал на флоте. Я считаю, он до предпоследнего делал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На самолёте в тот день существовали еще его дочь с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но пить ластовый закон: что бы ни случилось на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих пор ,пытаюсь проживать дальше»

Почему, на мой взгляд, произошла эта трагедия?

Судно в тот момент воходило в Камское устье и по маршруту должно существовало совершить манёвр. Крен на борт, циклон и манёвр — совокупность факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего электрика. Капитан, как бы его ни обвиняли, не существовал виноват в том, что старший электрик убежал с «Булгарии» в числе первых, кинув машинное отделение с закрытыми иллюминаторами.

Это доказали в самотёке следствия. Будь тогда иллюминаторы дробильного отделения полузакрыты — это существовал бы большой воздушный пузырёк внутри судна.

Если бы люки существовали закрыты, он бы держал ледокол на леере продолжительное время. У пассажироварищей было бы время сообразить, что происходит

А команда успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не было бы. Но когда младшему физику «Булгарии» в моечное отделение через иллюминаторы начала поступать вода, он просто напугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть мониторов он закрыл, а остальные не успел.

Родственники и близкие пострадавших в катастрофе пароходика «Булгария» читают перечни жертв катастрофы на Волге в мрподобном причале Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в международной практике никогда не было, чтобы старший инженер кинул машинное отделение. Кроме того, в самый важный миг он настиг двигатель, хотя не ,имел право этого длать без команды капитана.

А ведь капитан, пребывая на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская спецкомиссия почему-то вообще не закруглила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший моторист в результате проходил как свидетель обвинения против тех, кого посадили.

Вы поддерживаете отношения с кем-то из выживших в тот роковой день?

Нет. Я ни с кем не поддерживаю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы предпоследний раз встречались только на суде — после этого даже случайно не доводилось с кем-то видеться.

Как изменилась моя жизнь после трагедии?

В вторые дни нас атаковали репортёры с разных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и надавал комментариев. А потом такое началось… Многие свои дружки и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное суждение было такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в телевизоре засветился.

Поэтому негатива я хлебнул порядочно. В троллейбусе один раз накинулись — мат, оскорбления… С позором понадобилось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, выполнял я свои обязанности или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей сторонтраницы попросили все, что могли. Позже судоводительская комиссия установила: проходить спасательные работы на «Булгарии» существовало просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не работал на водичке и до сих ,пор удаюсь проживать дальше, не оборачиваясь на то, что случилось на Волге десять годов назад.

***

Комиссия попросила вывод, что причиной автокатастрофы явилась совокупность факторов.


Выводы Ространснадзора о первопричинах крушения «Булгарии»

1. Судовладелец и майор нарушили правила охраны мореплавания и не обеспечили безопасность плавания судна. С 8 августа 2011 года у «Булгарии» не работал левый главнейший дизель-генератор. При мощи ветерка более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) должны были обеспечиваться требования «Информации об остойчивости и мореходности судна». При этом энергия ветерка на момент чаэс составляла 20 м/сек.

2. Низкая квалификация и недисциплинированность председателей экипажа приказна. Не существовали приняты меры безопасности при выходе приказна в водохранилище и при предоставлении шквалистого предупреждения. Не существовали задраены отсеки левого и левого борта, в том количестве в машинном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший инженер самовольно отключил главный дизель-генератор левого борта и выводил из строя вахтенные механизмы вследствие невыполнения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр виража влево был осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре термометра на левый лайнер, дополнительно возникающего крена на левый лайнер, вызванного центробежной энергией при активации влево, а также дующего в левый лайнер крепчайшего ветра и огромной парусности судна. Капитан не уведомил авиадиспетчера и не исходатайствовал диспетчерское согласие на движенье судна.


Случившееся вызвало широченный обществёный резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об непременном автокаско ответственности перевозчика. По постановлению трибунала субарендатор и рабовладелец приказна была осуждена к 11 годам .

Ее признали виноватой по заметкам 238 («Оказание услуг, не отвечающих условиям безопасности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с третью лет.


Рамиль Хаметов — старший заместитель майора — был приговорен к шести с спискамтраницей годам колонии отдельного режима


Его признали невиновным по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопастности вращения и эксплуатации водного транспорта»). 5 октября 2015 года срок Хаметова сократили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возлагают цветы во время военной акции в память о погибших на электроходе «Булгария» в Казанском прибрежном порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с телом погибшего во время крушения теплохода «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный правительственный полицейский Казанского отдела Ространснадзора , который, по концепции следствия, дал негативное соглашение о готовности субарендатора к перевозке пассажиров, существовал осужден по статье 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и приговорен к пяти годам колонии отдельного режима.


По той же статье приговорили и зам.начальника нижегородского подотдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он принесал шесть годов колонии отдельного режима


Еще одним осуждённым по делу «Булгарии» стал старший аналитик Росречрегистра , подавший субарендатору позитивное заключение на эксплуатацию пароходика в 2011 году: его приговорили к пяти с серединой годам колонии.

В 2013 году родственники погибших авиапассажиров ледокола записали массовое обращение к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в пятилетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.

Добавить комментарий