В залог не уйти

Мошенники

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая служба можетесть получить право повторных неконтролирующих мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в корпорации или ИП, где начата внеплановая финансовая проверка. Нельзя применять меру в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для неограниченного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в первую очередь позволит остановить стремительный и беспорядочный распад компаний, которые перепроверяются в связи с финансовыми рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о повторных неконтролирующих мерах, которыми Минфин намечает наделить Федеральную фискальную службу (ФНС),— документ в предпоследние недели дебатируется с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в внесение к уже существующему праву ФНС расстреливать депозитные счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена окружная фискальная проверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть получить право ограничивать арендатора (юрлицо или ИП, на кредитований это не распространяется) в невозможности отчуждать или закладывать вторым лицам свое имущество, по себестоимости кратное предполагаемой свердели недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в результате районной перепроверки ограничения могут быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на покупку или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (процедуры с активами возможны, но с разрешения фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, пятой — автотранспорт, ликвидные бумаги и «предметы дизайна личных помещений» (очевидно, имеется в виду меблировка — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), четвёртый — прочие активы, за исключеньем «готовой продукции, сырья и материалов».

Из последней ремарки бесспорна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов фирм и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест промтоваров и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную покупку недвижимости или бесценных бумаг действительно позволит фискалам мгновенно удерживать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных притензий ФНС к фирмы запускается процесс беспорядочного «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют кредиторы (в том числе банки), эмитенты и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС досудебными мерами в расстройстве удерживать этот довольно сверхдорогий для госрасхода процесс: свердель выведенных в таких обстановках активов в год в службетранице переоценивают в 170 млрд руб., потери госрасхода — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и криминальная покупка активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что бесспорный судебный арест активов в руках ФНС мог бы создавать возможности для коррупции внутри службетраницы и для разрежения на нее, поэтому проектент уточняет, что ограничить права владельца перед межрайонной проверкой можно лишь решением сотрудника финансового органа (комиссии ФНС) с согласия сотрудника или замглавы Федеральной финансовой службетраницы. Ограничения можно снять тремя способами: получением ФНС финансовой гарантии на сумму претензий, независимым получением в залог ценнейших бумажек или имущества (ст. 73 НК), обязательством четвёртого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС капиталы можно замещать с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей выездной проверки) в интересах вторых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают концепции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) обстановке с налогоплательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо удавалось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги ,новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в результате активов из-под фискальных предписаний для странтраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации есть права по обращению взыскания на имущество должника» и воздействует «приоритет задолженности перед расходом над другими обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет этническое законодательства к общемировым практикам регулирования баланса приватных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблематику нужно решать, не изменяя имеющегося показателя сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС обращается в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по постановлению суда фискалы исходатайствуют достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из бесспорных задач Минфина и ФНС в этом проектенте представляется четкое размежевание «криминальных» и «деловых» сценариев в фискальных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у правоохранителей нет судебных претензий.

Добавить комментарий