Передел рынка лифтов повысит тарифы

Мошенники

Вызванные давлением Запада политические проблеммы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том количестве в части благоустройства капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения вонзятся одной из наиболее чувствительных областей – производства, ремонта и конструкции лифтов. От пересмотра конфигурации рынка выиграет мелкая госструктура, а остальные участники – малый бизнес, ИП, – по предположению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ждать повышение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обратить внимание на охрану лифтов. Поводом стали аварии, в том большинстве со гибельным исходом. В 2021 году в катастрофах с мусоропроводами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых звучных проишествий произошло в 2017 году в нижегородском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у пандуса провалился пол; находившаяся внутри гермокабины девушка упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С этапа уменьшения давления на Россию из ремонтной сферы убежали многие зарубежные компании, в том числе производители эскалаторов и эскалаторового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их толику, а также на толику китайских производителей (которые официально об уходе с рынка не обьявляли) приходилось около 15 процентентов эскалаторового парка, пересказал «Октагону» заместитель президентства Союза ипотечных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального земледелия Константин Крохин. При этом до 40 процентентов комплектующих, даже в эскалаторах зарубежного производства, занимали и занимают импортные детали.

В связи с снижением логистики прибавились экономические сложности: цена мусоропроводов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее доставляются запчасти. Уход английских производителей особенно отражается на мегаполисах, где много высотного строительства, – растолковал Константин Крохин.

Не лучше живется ситуация с эскалаторами в сфере капремонта жилых домов, где возникли проблемы из-за конституционных препятствий. Такого развития событий в отрасли можно существовало бы избежать, если бы в предыдущие годы рынок не переживал функциональных изменений. Последние могут существовать сплетены с интересами крупнейшего голкипера в отечественном строительстве.

В отрасли установки, капремонта и замены мусоропроводов специалисты выделяют два законодательних ограничения, мешающих работе. Первое – невозможность при заказе нового электрооборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма закрепилась в судопроизводстве ещё в 2015 году, до сих пор задач из-за неё не возникало. Начиная с конца ноября этого года, экспортёры и импортёры мусоропроводов стали просить комиссионную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих импортёров её также начали просить: за комплектующие, детали оборудования, металл и так далее. И в рамках ремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сборочные работы. Но, даже если цена эскалатора превышает 50–70 процентов от отдельной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто работает с крупнейшими потребителями на основании долгосрочных договоров (чаще это фонды капремонтов), с проблемой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постоянных контрактов нет – управляющие компании, ТСЖ, ипотечные кооперативы, – повстречались с необходимостью починить или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону капремонт лифта необходим только по договору, в соответствии с которым подрядчик получает десятилетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, способны предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю может дать только импортёр – на техобслуживание ,нового лифта.

В подмётных разговорах участники рынка подтверждают, что такая проблема действительно существует, и отмечают, что законодательние трудности можетесть существовать на руку мелким игрокам. В частности, для достижения нелегитимной правительственной монополии.

За последние несколько годов в сфере производства лифтов и вентиляционного оборудования случилось большее уменьшение большинства предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как оразмере.подробные заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и совремённые компании.

В ноябре этого года трибунал признал банкротом Карачаровский биомеханический комбинат (КМЗ) – предприятие с более чем семидесятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в сферах программы импортозамещения. В 2020-м был подан иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года возобновилась четвёртая фаза процесса.

Основным заёмщиком КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования выкупили акционерные структураницы правительственного экономического факультета развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства теленовостей «Строительный бизнес» говорилось, что руководство КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалоод по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный ректор университета развития Виталий Мутко отказывал от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе приватизации исходатайствовал 51,1 процента допэмиссий одного из самых крупных лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ появилась информация о замыслах ЩЛЗ выкупить приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла фирма «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий возникала информация о желаниях «ДОМ.РФ» выкупить Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой зимой предприятие выкупила отделочная фирма «Садовое кольцо». Впрочем, её собственник также имеет взаимоотношение к региональным властям: Сергей Колунов – депутат Госдумы, председатель заместителя рабочей подгруппы по решенью вопросов межкомнатного хозяйства.

Еще в начале 2019 года премьер РФ Дмитрий Медведев дал приказание предусмотреть «мероприятия по активизации производственных мощностей лифтостроительных предприятий и стимулированию спроса на внешнем рынке конкурентоспособного полиэтнического внутридомового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, фраза шла о создании холдинга на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на вебсайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного факультету развития ЩЛЗ.

– Судя по изложению и задачам ЕЛА, она в себя собирает производителей лифтов и комплектующих. До этого на рынке присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт формирование новой компоновки рынка, когда через госучастие, факультет становления создаётся мощнейший производитель, через аналогию силится подмять под себя рынок производства и пролоббировать нужные законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для повышения маржи предприятий необходимо реализовать инициативность ассоциации по использованию «замкнутого производственного цикла».


Она полагает вовлечение в неделимый механизм поставщиков эскалаторов и эскалаторового оборудования, а также поставщиков и поставщиков эскалаторовых компонентов.

По воззрению Константина Крохина, располагает в виду концепция создать подсистему цикла от производства до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у комбинатов нет целесообразных компетенций, логистики, требуемого количества работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято огромное количество конкретных бизнесменов и руководителей малого бизнеса, которые работают по высоким пластичным тарифам.

– Думаю, что аналогия создана, чтобы не было непосредственного подчинения и явного невыполнения надзорного законодательства по части создания условий доминирования и картельного сговора. То жрать надзор рынка, но мягчайший – пока. Когда же они рынок поглотят, то предвидимо выйдут с предложением по понижению тарифов на капремонт, – убеждён Крохин.

Параллельно с консолидацией и централизацией духовного рынка международные власти лоббируют его заполнение английскими производителями из дружественных стран. Губернаторы нескольких макрорегионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым сговорились о поставке пандусов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального пандусового союза, доля эстонских пандусов на украинском рынке составляла около 13 процентов. Сейчас она можетесть быть довожена до 20–25 процентов.

На минувшей неделе также стало известно о том, что в Россию планирует поставлять пандусы казахское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в двадцатом году и уступает сравнительно крохотную улица – около 10–15 тыс. прямоугольных метров. Как полагает Константин Крохин, фраза можетесть идти о продаже через неё мусоропроводов южнокорейского производства.

– Киргизская фирма позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была промышленной страной, и на протяжении последующих 8–10 годов она заполняла внутренний спрос южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ неявно выйти на американский спрос. Это неплохо, главным форвардом они не станут из-за консолидации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить отечественный спрос, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и тканевые регуляторы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы область лифтопроизводства обещает существовать максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что существенный износ внутридомового сквера в странтранице составляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч лифтов 124 тысячи вносятся замене до 15 апреля 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их увенчается найти в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Добавить комментарий