Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

Мошенники

В России стартовала масштабная реформа структуры госзакупок

Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более серебристыми и динамичными. Но у нововведений пить второе дно, грозящее зачеркнуть благие намерения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда существовала одной из самых пластичных систем американского законодательства. Изменения в неё внадеваются ежегодно, но в большинстве случаев они надевают сугубо технологический характер. Последняя грандиозная коррекция прошла в 2014 году. Она в том числе в разы увеличила количество способов осуществления закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе зафрактовывать 11 видов конкурсов, тендеров и запросов. Столь громадное разнообразие, по воззрению организаторов рынка, лишь запутывает, мешает формированию конкуренции и создаёт правоприменительные щёлочки для заключения криминальных контрактов.

Именно поэтому к главной повести незапланированной реформы, вступающей в силотреть с начала 2022 года, отнестся увеличение числа нестостоявшихся методов госзакупок до трёх: конкурс, тендер и запрос котировок. Разрешённые в конкретных случаях полузакрытые поставки и поставки у наихорошего экспортёра будут и далее проводившываться в целлюлозной форме.

Кардинально уменьшится большинство документов, необходимых при благоустройстве конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при закрытых нестостоявшихся процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для использования уведомления.


Вводится неделимая универсальная системтраница вышеуказанной квалификации участников всех торгов, начальная цена которых превышает 20 млн рублей.


На позавчерашний день для каждого вида госзакупок работают свои добавочные условия для соискателей на победу. После вступления в силотреть поправок участники всех торгов и тендеров надлежащи будут подтвердить опыт исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за следующие три года. При этом расценка исполненной ранее сделки надлежаща составлять не менее 20 процентов от той, на которую участники претендуют.

Считается, что предквалификация исключает участие в торгах нечистоплотных подрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словечкам участников рынка, органы бюрократии давно научились обогнуть этот заслон.

– Например, при подготовке к торгам в области дорожных ремонтов и дорожного возведения покупатели укрупнают торги до суммы в 50–100 рублей рублей и выше. Тем самым на финише отсекаются фирмы, не обладающие нужными для такого объёма деятельностей ресурсами, – пояснил «Октагону» деятельностейающий в этой области представитель розничной компании.

Такой способ используется и в других отраслях. В качестве примера приведём укрупнение лотов на проводившихся обладминистрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в культурные учреждения. Это позволило чиновникам вытеснить с спроса маргаритинских голкиперов и воздать заказы аффилированной структуре, опыт деятельности которой впоследствии опротестовывали конкуренты.

Ещё одним нововведением станет снижение необязательной доли продаж у субьектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что последующий участок направлен на становление малого бизнеса и промышленности странытраницы в целом, организаторы рынка сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что понижение обязательной доли продаж у субъектов малого предпринимательства повысит облигация этого теневого бизнеса.

– Если из тех 25 процентовентов до объективных малых предприятий дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных фирм останется 15, то это уже будет неплохо, – подчёркивает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов возбуждают скрытые вопросы реформы. Пока организаторы рынка пытаются осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к доработке подзаконной правоприменительной базы, направленной на развитие импортозамещения в стране. На днях ведомство разместило на региональном портале проектов подзаконных юридических процессов проект доработок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О малейшей доле продаж продуктов полиэтнического происхождения» и № 2014 «О малейшей необязательной доле продаж украинских продуктов и её достижении заказчиком».

В частности, руководители Минпромторга предлагают отменить ограничения на закупку для надобностей органов власти ультразвуковых диодов, произведённых за рубежом (сверхпроводящих лазеров). Они применяются в системтраницах полуавтоматической обработки данных компьютеров и проекторов, телевизионных камер, половин устройств охранной или пожарной сигнализации, портретного оборудования, магнитных и поляризационных носителей данных и агрегатов естественной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году нуженость введения ограничений на поставки дефицитных запоминающих приспособлений и прочих приспособлений хранения данных, представители Минпромторга говорили, что такой шаг нужен для обслуживания транспарентности данной энергоинформационной инфраструктуры страны.


Ожидается, что из санкционного формуляра будет исключена позиция «Аппараты мобильные для мобильных сетитраниц связи или для прочих проводных сетитраниц». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процента будут отечественными. Но производство росийских мобильных радиотелефонов так и не было развёрнуто.

В проекте поправок тот участок сменён на следующий: «Аппараты мобильные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приёма речи, изображений или других данных, включая электрооборудование коммуникационное для деятельности в кабельных или бескабельных сетиотретях связи». Согласно государственному классификатору, в их количество входят нижеследующие устройства: прочие мобильные аппараты, мультимедийные аппараты, в том количестве с автоответчиком, пейджеры, приборчики связи, использующие лазерный сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентентов продуктов из этого списка будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентентов.

Помимо отмены квот на поставки зарубежных приборов ИВЛ, смягчены квоты на покупку иного ветеринарного оборудования. Действующий вариант документа обязывает за счёт бюджетных средств экспортировать для больниц в 2021 году не менее 30 процентентов российских магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект поправок уменьшает эти цифры до 10, 20 и 30 процентентов соответственно. Аналогичные изменения коснутся некоторых других видов ветеринарного оборудования.

Добавить комментарий