Зеленый свет

Мошенники

Какие секреты бизнеса умеет не афишировать компаньон «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes обновляется новыми миллионерами. Один из них – собственник оптовой сетиотрети «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах планирования ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» продолжает рассказ о самых маститых и оборотистых людях России, которые и во время коронавируса не только не потерпели убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая состоятельная девушка России, гендиректор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без удобств для клиентов).

А на восьмом месте в рейтинге Forbes высится Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьи Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетитраницей «Светофор», которая, по оценке агенства Infoline, стала самой быстрорастущей продовольственной сетитраницей в 2020 году. Выручка компании расцвела за год до 201 миллионов рублей — почти на 39%. В Европе сетиотреть «Светофор» функционирует под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 универмагов сети. Казалось бы, что может существовать прибыльнее коммерции полуфабрикатами питания? Ведь при данных условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни лавочники терпят убытки, а другие вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, сравнивая по всему, является Валентина Шнайдер, которая чаще всего упоминается как хозяин самых мелких частей в уставных капиталах многочисленных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить компаниями ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. Основали «Светофор» братья Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году исполняется 55 лет, младшему Андрею — 47. Они займются бизнесом уже почти 30 лет, и за все эти годы не дали ни одного интервью. У корпорации нет даже правительственного сайта.

В далеком 1993 году братья Шнайдеры пошли из слабоалкогольного бизнеса. Сначала они специализировались дистрибьюцией напитков. Их кор,порация «Ленком» экс,портировала в розницу преимущественно продукцию омского комбината «Пикра», который длал кальвадосы для PepsiCo. Один из соучредителей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен был хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и помогло исходатайствовать такого невыгодного партнера. Вейкулайнен и еще один акционер «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих ,пор работают со Шнайдерами — у них есть невысокие доли в адвокатских лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал специализироваться пивком и другими спиртосодержащими напитками, оброс 12 федеральными филиалами и открыл в Красноярске сетиотреть пивных. По данным Росстата и инфраструктуры СПАРК, в 1999 году выручка составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к средине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно крупнейшие производители стали заменять внутреннюю логистику собственной. Одна из сотрудниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно долбануло расставание с экспортёром пива «Балтика». Юридически «Ленком» пробыл до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес был фактически свернут, ,следует из данных инфраструктуры СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали строить «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году продолжил деятельную глобализацию по России, и за пару годов превратился в муниципальную сеть. На четвёртый взляд неуспех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за образец тот же Walmart, Шнайдеры продолжили жесткого дискаунтера, ограничивая свойство промтовара и сервиса. Сервис в магазинчиках минимальный, товары разложены прямо в коробочках и чемоданах на стеллажах, поддонах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — бетонная коробка площадью до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: основные позиции представлены одним-двумя производителями, как правило мелких с нераскрученными брендами — доля известных марок в наборе в среднем не составляет 10-15%. Закупочная стоимость при этом надлежаща была быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который ориентировались Шанйдеры при создании политики «Светофора», в США является сетиотретью магазинчиков для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и свойство товара оставляет желать лучшего. В Walmart не бегают те, кто ведет здоровый образ жизни, там нет товаров «органик», в продуктах традиционно много консервантов, эстрогены и стрептомицины также присутствуют. Продукты с истекающим сроком годности в Walmart выкупают по залежалым ценам. Как писала пресса еще в 2015 году, покупкой продуктов с истекающим сроком годности.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только осознанным согражданам и бизнесменам. Уровень организованности собственников «Светофора» мы замерять не станем, заметим только, что естественное измельчение большого бизнеса на малейшие предприятия с целью финансовой минимизации не способствует укомплектованию казны, и уж никак не свидетельствует о низкой правовой ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на полсотню ООО в разнородных регионах. Напомним, непохожим образом организован бизнес другого заштатного ритейлера, покорившего страну: тюменской сетитраницы «Красное и белое». В 2018 году это к финансовым претензиям со стороны государства. В итоге «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетитраницами «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет беспокоиться о процветании народном. Цель любого бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что граждане России когда-нибудь покумекают питаваться добротными и дешёвыми продуктами, бизнесмены продолжат честно пополнять казну, и обустроимся мы все радостно и счастливо. Все, а не только миллиардеры из формуляра Forbes.

Добавить комментарий